Перечень субъектов, обязанных вносить экологические платежи, устанавливается федеральными законами, регулирующими отдельные виды природопользования (например, Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и т.д.). К ним относятся как российские, так и иностранные, физические и юридические лица, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с природопользованием.

Федеральная  служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) считает, что осуществлять плату за загрязнение окружающей природной среды обязаны все, кто осуществляет предпринимательскую деятельность. Таким образом, в поле зрения Ростехнадзора попадают не только производственные, но и обычные «офисные» фирмы: посреднические, проектные, медицинские, юридические, консультационные и прочие. Так называемые «офисные» компании также являются природопользователями, поскольку независимо от того, чем они занимаются, в результате их деятельности все равно образуются отходы (например, бумага, картон, использованные картриджи, перегоревшие лампочки, упаковочная тара). Все они относятся к определенному классу опасности и перечислены  в Федеральном  классификационном  каталоге отходов, утвержденным Приказом Министерства Природных Ресурсов РФ. Неопасных отходов не существует, есть только понятие «практически неопасные отходы», что соответствует V классу опасности.

В соответствии со ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К слову сказать, принцип платности природопользования является одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- размещение отходов.

Большинство организаций имеют автомобили, что подпадает под «выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников» и все предприятия, как бы необычно это не звучало, размещают отходы.

Для начала разберемся с таким видом загрязнения окружающей среды, как размещение отходов. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. В ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» раскрываются определения понятий «хранение» и «захоронение»:

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

По рассматриваемому вопросу существуют две точки зрения. 

Первая точка зрения:

Буквальное прочтение норм позволяет сделать вывод, что, если компания фактически не размещает отходы, она платить так называемые экологические платежи не должна. Тот, кто выносит корзину с мусором на помойку, осуществляет деятельность, именуемую как обращение с отходами, а не их размещение. Эта точка зрения отражена, например, в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.05 № А56-41969/04 и Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.10.04 № Ф08-4677/2004-1770А.

Вторая точка зрения:

Практика судов в 2007 году пошла по другому пути. Суды соглашаются с тем, что вносить плату за загрязнение должны собственники отходов. А ими являются компании и предприниматели, в результате деятельности которых бытовой мусор возник (данная позиция отражена, например, в постановлениях федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 20.08.07 № А56-49061/2006, Волго-Вятского района от 21.05.07 № А79-9475/2006, Поволжского округа от 27.02.07 № А12-17766/06-С22, Северо-Западного округа от 28.02.2007г. № А56-34922/2006).

Эта же позиция отражена и в  Письме Ростехнадзора от 25 июля 2007 года  № 04-09/1001: «В соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В соответствии с пунктом 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации. Таким образом, в случае временного размещения отходов на такого рода площадках в специализированных контейнерах юридические лица и индивидуальные предприниматели, в собственности которых находятся данные отходы, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду».

Таким образом, платить за размещение отходов должен собственник этих отходов, т.е. организация, у которой они образуются. Теперь разберемся, кто должен платить, в случае если организация арендует офис: арендатор или арендодатель? Официальная позиция Ростехнадзора по данному вопросу отражена в Письме от 2 августа 2007 г. №04-18/1038: «В отношении отходов, образованных арендатором, отмечаем, что для целей определения плательщика платы является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Применительно к аренде помещения отходы образуются в результате хозяйственной деятельности арендатора, а не в результате сдачи в аренду офисных помещений арендодателем. Таким образом, изначально собственником отходов будет являться именно арендатор.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Следуя указанной норме, стороны вправе предусмотреть в договоре аренды переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю. Также при аренде помещений можно руководствоваться пунктом 4 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, в соответствии с которым отходы, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказаться от права собственности на них, становятся собственностью лица, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся такие брошенные отходы. Вследствие чего отходы, оставленные арендатором в контейнере для сбора отходов арендодателя, могут стать собственностью последнего. В целях однозначного решения вопроса об определении собственника отходов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рекомендует отражать условия о переходе права собственности на отходы в договорах аренды помещения».

Таким образом, для того, чтобы разрешить вопрос по поводу того, кто же все-таки должен платить, в договоре аренды  необходимо указать, кто является собственником мусора и соответственно кто оплачивает его вывоз, утилизацию и вносит экологические платежи. При этом, в случае, если стороны договорятся о том, что собственником мусора является арендодатель, расходы арендодателя компенсируются арендной платой. 

В договор аренды надо просто внести один из следующих пунктов: «право собственности на офисные отходы арендатора не переходит к арендодателю даже в том случае, если этот мусор размещен (оставлен по окончании срока аренды) в контейнерах предприятия» или «право собственности на офисные отходы переходит к арендодателю с момента размещения   (оставления по окончании срока аренды) в контейнерах предприятия».

Из Письма Ростехнадзора от 23.12.2005 г. № СС-47/145 следует, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Пунктом 74 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.

Тем не менее, необходимо учитывать, что рассматриваемая в данной статье плата носит компенсационный характер за негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду, в том числе лицами, осуществляющими размещение отходов без соответствующей лицензии. Таким образом, законодательством Российской Федерации не установлено безусловной связи между возникновением объекта по плате и фактом наличия лицензии на размещение отходов.

Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов производства и потребления и ее предельных разделов осуществляется за размещение отходов производства и потребления. Плата взимается с юридического лица, осуществляющего данное размещение.

Таким образом, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника. Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В случае, если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица собственника данных отходов, все права и обязанности возникают у принципала (доверителя).

Если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица комиссионера, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае комиссионер является плательщиком и должен платить плату за весь объем размещаемых отходов.

Собственнику, у которого образуются отходы не обязательно иметь лицензию. При этом плата за загрязнение взимается независимо от наличия лицензии у лица, размещающего отходы. Но это не относится к транспортировке мусора, к которой можно привлекать только лицензированного исполнителя (Постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524 « Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов»). Лицензия – обязательное приложение ко всякому договору на передачу отходов. Она необходима даже сборщикам макулатуры.

Наличие договора со специализированной организацией на вывоз отходов, не освобождает от внесения платы за размещение отходов, т.к. предприятие оплачивает лишь услугу по физическому перемещению отходов к месту их размещения (на полигон или санкционированную свалку) и подтверждает законность его размещения.

Во избежание разногласий с контролирующими органами рекомендуется в договорах на вывоз мусора прямо оговаривать комплекс обязанностей перевозчика:

- вывозить отходы;

- размещать их;

- вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В принципе, достаточно оговорить переход к перевозчику права собственности на отходы организации, которая их произвела.

Необходимо отметить, что для экологической проверки вашей деятельности одного только договора на вывоз мусора недостаточно. Ведь договор отражает лишь намерения сторон. А его исполнение подтверждается актами приемки-передачи или накладными, содержащими физические показатели отходов (вид, вес или объем). Более того, поскольку отходы вывозят автомобильным транспортом, нужны, строго говоря, товарно-транспортные накладные.

Ростехнадзор своим Приказом от 08.06.2006 установил следующие сроки внесения платы за загрязнение окружающей среды. По итогам первого квартала – до 20 апреля отчетного года, по итогам второго квартала –до 20 июля отчетного года, по итогам третьего квартала – до 20 октября отчетного года, по итогам четвертого квартала – до 20 января следующего года. Природопользователям следует учесть, что при невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду к ним могут быть применены штрафные санкции по статье 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (от 50  до 100 тыс. рублей).

При этом Ростехнадзор не может взыскать штраф за прошлые периоды. Привлечь к административной ответственности фирму могут только в течение двух месяцев после того, как она допустила нарушение (ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому за неуплату экологических взносов в прошлые периоды компанию оштрафовать не могут. Законность привлечения к административной ответственности подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Поволжского Округа от 07.08.2007 г. №А57-1376 ад/06).

Порядок внесения платы.

Во-первых, необходимо встать на учет в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду. Для этого нужно представить в территориальный орган Ростехнадзора заявление по установленной форме. К заявлению прилагаются анкета природопользователя, а также сведения о хозяйственной деятельности организации с приложением копий следующих договоров (при их наличии):

- на аренду помещения (свидетельство о государственной регистрации права);

- на теплообеспечение;

- на сдачу отходов (вывоз мусора).

На практике при постановке на учет организация представляет, как правило, следующие документы:

- копии свидетельств о государственной регистрации, постановке на налоговый учет;

- заполненную и заверенную подписями ответственных лиц и печатью организации (индивидуального предпринимателя) учетную карточку природопользователя по форме, предлагаемой Ростехнадзором;

- расчет платы за отчетный период, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации или индивидуальным предпринимателем;

- копии документов, подтверждающих факт вывоза и размещения отходов;

- копии разрешений на сброс загрязняющих веществ и лимита на размещение отходов с предъявлением оригиналов;

- копию лицензии на действия с опасными отходами;

- пояснительную записку о хозяйственной деятельности в течение отчетного периода, подписанную руководителем и заверенную печатью организации, где отражаются сведения:

а) об основных видах деятельности;

б) об используемом оборудовании;

в) о наличии на балансе автотранспорта;

г) об использовании люминесцентных ламп;

д) о среднесписочной численности работников;

е) о наличии разработанных нормативов, установленных разрешений, лимитов и сроках их действия;

ж) о договорах с организациями, осуществляющими размещение отходов, и наличии у них лицензий на обращение с опасными отходами;

з) об арендодателях.

Во-вторых, необходимо утвердить расчет плановых платежей. Данный расчет может быть осуществлен самой организацией или специалистами территориальных органов Ростехнадзора. В случае самостоятельного определения суммы платежа с организации не потребуют доказательств того, что рассчитанные ею выбросы соответствуют действительности. В случае возникновения сомнений в правильности расчетов органам Ростехнадзора придется самим доказывать их необоснованность.

В расчете  учитываются норматив платы и следующие коэффициенты: коэффициент отходов (См. Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в ред. Постановления Правительства РФ от 01.07.2005 N 410), коэффициент, который учитывает экологические факторы (см.: Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы) в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344) и  коэффициент инфляции  (его надо брать из закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Например, в соответствии со ст. 3 Федерального Закона РФ от 6 июля 2007 года  «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»  нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2008 году с коэффициентом соответственно 1,48 и 1,21).

Сумма платы рассчитывается следующим образом: фактический сброс соответствующей части умножают на предусмотренную для нее норму платы и на все коэффициенты.

В связи со сложностями, связанными с уплатой взносов и сдачей отчетности, компании предпочитают обращаться в специализированные фирмы. Они рассчитывают сумму взносов, сдают отчетность, определяют лимит отходов, а также в конце года говорят, сколько у фирмы образовалось сверхлимитных выбросов. В Санкт-Петербурге существует несколько фирм, готовых за 4-5 тыс. рублей сделать расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Норматив образования отходов (а в случае размещения отходов – также лимит на их размещение) – индивидуальный показатель для каждого хозяйствующего субъекта. Он утверждается территориальными органами Ростехнадзора на основании проекта, разработанного природопользователем, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 года № 461.

Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (далее – Проект) установлена статьей 11 Закона об отходах. Этот проект разрабатывается на основании методических указаний, утвержденных приказом МПР РФ от 11 марта 2002 г. № 115.

Данное требование распространяется на все виды деятельности, поскольку безотходных процессов практически не существует. Но мало кто видел Проект у маленькой непроизводственной фирмы. Для непроизводственной сферы предусмотрена упрощенная форма Проекта, которую можно подготовить собственными силами. Следует отметить, что согласно пункту 9 методических указаний, утвержденных приказом МПР РФ от 11 марта 2002 г. № 115, разработка Проекта по упрощенной форме может осуществляться только при соблюдении следующих условий:

необходимо соответствующее решение территориального органа Ростехнадзора;

у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц должны образовываться только отходы V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а отходы I класса опасности для окружающей природной среды могут быть представлены только люминесцентными лампами;

суммарное количество отходов не должно превышать 30 тонн в год;

масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не должна превышать 1 процент от общей массы, образующихся отходов;

должен быть отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Упрощенный Проект не требует планировать размещение отходов. Этот документ должен содержать три раздела:

общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;

перечень, состав и физико-химические характеристики, образующихся отходов;

схему операционного движения отходов.

Убедившись в обоснованности разработанных лимитов, Управление Ростехнадзора выдает предприятию разрешение на размещение отходов и их количество, допустимое к размещению (т/год).

Применительно к отходам производства и потребления на данный момент действуют ставки платы за размещение отхода не в пределах норматива, как для сбросов и выбросов, а в пределах установленных лимитов (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ N 344) для пяти существующих классов опасности отходов.

Размер платы дифференцируется в зависимости от той или иной деятельности осуществляемой (производство, строительство, торговля, оказание услуг и т.д.) хозяйствующим субъектом, а также  от объема мусора. Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

Природопользователи вносят плату за загрязнение одним платежным поручением в казначейства тех административно-территориальных образований, на территории которых они расположены и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В платежном поручении в графе "Статус плательщика" (поле 101) следует указывать "08", так как плата не является налогом, а в соответствии с Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (Приложение N 5) это значение используется, если фирма перечисляет неналоговый платеж. Поля 106 - 110 (основание платежа, налоговый период, показатель документа, дата документа и тип платежа соответственно) заполнять не надо также по причине неналогового характера платы.

Что касается транспортных средств, используемых организациями, следует отметить Письмо Ростехнадзора от 2 августа 2007 года №04-09/1037 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»: «В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" транспортные средства являются передвижными объектами негативного воздействия. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух установлены в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а в зависимости от вида и объема используемого топлива. Таким образом, организация признается плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и должна рассчитывать платежи путем умножения соответствующих нормативов (для неэтилированного бензина - 1,3 руб./тонна) на количество израсходованного за отчетный период (квартал) топлива, а также на установленные соответствующими нормативными правовыми актами поправочные коэффициенты к нормативам платы. Количество израсходованного топлива подтверждается первичными документами бухгалтерского учета.

Также сообщаем, что Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 утверждена форма расчета платы, порядок ее заполнения и представления. Расчет платы за негативное воздействие от передвижных источников представляется плательщиками в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия, а при отсутствии такового - по месту регистрации на территории Российской Федерации владельца передвижного объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом».

Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 N 626 "Об утверждении методичсеких рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007" утверждены методические рекомендации по расчету платы за передвижные источники загрязнения (транспорт). Для них нормативы определяют исходя из тонны израсходованного топлива (для сжатого природного газа – тыс. куб. м) и вдобавок умножают на поправочные коэффициенты. Их несколько. Методика удобна тем, что все эти коэффициенты с подробными разъяснениями приведены в разделе «Нормативы платы». А детальный пример расчета сбора за автомобиль можно найти во втором примере раздела «Порядок расчета платы».

В соответствии с Порядком проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.98 N 880 (далее - Порядок), проверка технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в рамках государственного технического осмотра.

Вывод:

Таким образом, во избежание штрафных санкций со стороны государственных органов, организации вне зависимости от отраслевой принадлежности, а также вне зависимости от формы собственности, должны оформлять в установленном порядке нормативы воздействия на окружающую среду и осуществлять плату за загрязнение окружающей среды, в следующих случаях: наличия на предприятии стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха; образования в результате хозяйственной и иной деятельности организации отходов любых классов опасности.

В договоре аренды  необходимо указать, кто является собственником мусора и соответственно кто оплачивает его вывоз, утилизацию и вносит экологические платежи. В договорах на вывоз мусора прямо оговаривать комплекс обязанностей перевозчика:

- вывозить  отходы;

- размещать их;

- вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Следует помнить, что без решения суда списывать штрафы с вашего расчетного счета не будут. Тем не менее, во всем этом можно усмотреть  и положительный момент. Платежи за негативное воздействие в пределах установленных нормативов уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Расходы организации на оплату услуг по разработке проектов учитываются в целях налогообложения прибыли на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 06.05.2006 N 03-03-04/2/133).

Что касается транспортных средств, если компания пользуется автомобилями сотрудников, то тогда вместо заключения договоров аренды выгоднее выплачивать компенсации. По таким машинам перечислять экологические платежи не придется.

 

Автор: Яна Прусикова, магистр юриспруденции (Санкт-Петербургский Государственный Университет).



Постоянная ссылка на статью: