На вопросы отвечает Геннадий Хан, и. о. начальника отдела камеральных проверок ИФНС России № 9 по Московской области.

Оплаченное сырье можно учесть в расходах только после его прихода на склад

– Занимаемся производством и применяем упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». Недавно мы перечислили поставщику пред­оплату за партию сырья. Можем ли мы учесть ее в расходах?

– Нет. Расходы на покупку сырья с этого года можно включить в расходы в момент оплаты. Это следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса. При этом расходы должны быть фактически осуществлены. Таковы требования пункта 2 статьи 346.16 кодекса. А значит, оплаченное сырье также должно быть получено и оприходовано на складе.

Часть сырья мы закупили и получили еще в конце прошлого года, но передали в производство только в мае. Когда мы имели право включить его стоимость в расходы – в первом квартале или только после того, как списали сырье в производство?

– Включить стоимость сырья в расходы в этом случае вы могли только в апреле. То есть после того, как сырье было передано в производство. Ведь на момент, когда вы закупили сырье, то есть в 2008 году, поправка, которая позволяет списывать сырье в расходы сразу после его оплаты, еще не действовала. Поэтому при списании затрат вам нужно руководствоваться прежней редакцией подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса. А она предписывала учитывать расходы на сырье по мере его списания в производство.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Каких-либо переходных положений на этот счет Налоговый кодекс не содержит. Поэтому стоимость сырья и материалов, которые были оплачены, но не списаны в производство до 1 января 2009 года, можно учесть при расчете налога за первый квартал 2009 года. То есть не дожидаясь их отпуска в производство. Подтверждают это и в Минфине России (письмо от 04.05.09 № 03-11-11/75).

Книгу учета доходов и расходов в середине года в инспекцию представлять не нужно

– Декларацию по «упрощенке» по итогам отчетных периодов мы теперь не представляем. За первое полугодие наша компания скорее всего получит убыток. То есть налога к уплате у нас не будет. Не заблокируют ли нам в этом случае расчетный счет из-за неуплаты налога?

– Нет, ведь решение о приостановлении операций по счетам в банке инспекция может принять только в случае неисполнения компанией требования об уплате налога, пеней или штрафа. Либо в случае непредставления в инспекцию декларации.

– А нужно ли на всякий случай представить в инспекцию письмо с пояснениями, что компания получила убыток? Требуется ли это как-то документально подтверждать, например копией книги учета доходов и расходов?

– Компания может направить в инспекцию такие документы, однако это исключительно ее право, а не обязанность. Законных оснований в середине года запрашивать у компаний книгу учета доходов и расходов, чтобы проверить расчет авансов у инспекторов нет (ст. 88 НК РФ, п. 1.5 Порядка, утв. приказом Минфина России от 31.12.08 № 154н. – Примеч. ред.).

КОММЕНТАРИЙ «УНП». По факту можно перечислить в принципе любую сумму авансов. Установить, что компания их занизила, инспекторы смогут только по итогам года, когда получат налоговую декларацию за год, и максимум, что за это грозит компании, – это пени

Возмещаемые соцстрахом расходы при расчете налога не учитываются

– С этого года перешли на упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». В первом квартале у нас были расходы на оплату пособий по временной нетрудоспособности. Могли ли мы учесть такие расходы при расчете налога?

– Да, выплаченные пособия по временной нетрудоспособности признаются в расходах при расчете налога. Это следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

– Это относится ко всей сумме пособия?

– Нет, только к той части пособия по временной нетрудоспособности, которую компания платит за счет собственных средств. То есть к части пособия, которая превышает один федеральный МРОТ (ст. 3 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 31.12.02 № 190-ФЗ. – Примеч. ред.).

– А мы при расчете налога за первый квартал учли всю сумму выплаченного пособия, в том числе и возмещаемую ФСС. Но после того, как фонд в мае возместил нам эту часть расходов, мы включили ее в доходы. Получается, что мы неправильно поступили?

– Да, неправильно. Та часть пособия, которую возмещает Фонд соцстраха, при расчете «упрощенного» налога не учитывается. В данном случае вы занизили сумму налога за первый квартал. Поэтому вам необходимо пересчитать сумму налога за первый квартал и доплатить недостающую сумму в бюджет, в том числе и пени.

На «упрощенке» сдавать бухгалтерскую отчетность в инспекцию не требуется

– Мы зарегистрированы как общество с ограниченной ответственностью и применяем упрощенную систему. Бухучет, как и до перехода на «упрощенку», ведем в полном объеме. Должны ли мы представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию?

– Нет, сдавать бухгалтерскую отчетность требуется, только если обязанность по ее составлению и представлению прямо закреплена в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса. А компании, перешедшие на упрощенную систему, от ведения бухучета в полном объеме, а значит, и представления бухгалтерской отчетности освобождены. Основание – пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ.

– Как же тогда понимать недавно появившиеся разъяснения, в частности письмо Минфина России от 20.04.09 № 03-11-06/2/67, в котором сказано, что компании, созданные в форме ООО и применяю­щие «упрощенку», обязаны составлять бухгалтерскую отчетность?

– Полностью отказаться от ведения бухучета и составления отчетности им действительно практически невозможно. Иначе будет сложно распределять прибыль, определять стоимость отчуждаемого имущества в результате крупной сделки и долю участника при выходе из общества, формировать разделительный или ликвидационный баланс при реорганизации и ликвидации. Однако обязанности представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию у компаний на «упрощенке» нет.

Курс валюты для расчета стоимости оборудования берут на дату ввода в эксплуатацию

Оборудование мы закупили за валюту. На какую дату брать валютный курс, чтобы определить его стоимость?

– Для пересчета нужно взять курс на дату оплаты оборудования.

– А почему не курс на дату начала использования имущества?

– Расходы при упрощенной системе признают кассовым методом (п. 2 ст. 346.17 НК РФ. – Примеч. ред.). Факт ввода объекта в эксплуатацию лишь свидетельствует о выполнении одного из условий для списания расходов.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Хотя официальных разъяснений нет, это же нам подтвердили и в Минфине России.

 

Автор: Газета "Учет.Налоги.Право"



Постоянная ссылка на статью: