Нужно ли планирование в бизнесе в современных российских условиях. Какова роль планирования в достижении успехов в борьбе с конкурентами. Как верно составить бизнес-план. Этот круг вопросов будет рассмотрен в данном материале.

На современном этапе развития рыночной экономики в России, любому коммерческому предприятию приходится сталкиваться с конкурентной средой. Для того чтобы успешно противостоять конкуренции, необходимо адекватно реагировать на внешние и внутренние вызовы, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

На данном этапе планирование бизнес - процессов на предприятии является, во многом, важнейшим организационным элементом при работе предпринимательской структуры. Без анализа последствий и без научно обоснованного планирования своей работы - очень трудно добиться позитивного результата, тем более в условиях постоянно меняющейся обстановки. Применение планирования дает возможность, прежде всего, осуществить комплексный анализ деятельности предприятия в целом, а также спрогнозировать то, что может произойти в будущем. Если предприятие работает без планирования своей деятельности, оно не в состоянии реагировать на возникающие проблемы. Кроме того, если имеется план работы, то предприятие в состоянии адекватно воспринимать на запланированные события.

Часто, достигаемые положительные результаты в бизнесе, зависят от ряда взаимосвязанных факторов: - осознания реального положения и состояния предприятия на момент начала анализа; - понимание того, какие цели необходимо достичь предприятию; - разработка плана работы по достижению поставленной цели.

Эти взаимосвязанные факторы находят свое отражение в составлении бизнес - плана предприятия. Как правило, эта работа включает в себя поиск слабых и сильных сторон предприятия и основных конкурентов, работающих на рынке. Кроме того, проводится анализ реального положения дел на предприятии, определяются первоочередные и долгосрочные задачи. Планирование бизнес-процессов включает в себя и расчет необходимых финансовых средств и ресурсов, необходимых для того, чтобы выполнить запланированные показатели.

Можно с уверенностью сказать, что за редким исключением, любая бизнес-структура разрабатывала бизнес-планы. Часто это связано с необходимостью привлечения внешнего финансирования. Вместе с тем, внутренняя нацеленность бизнес-плана не менее важна. Но реальность такова, что подготовленные планы по планированию бизнеса, часто остаются невостребованными, несмотря на то, что их долго и тщательно готовили специалисты предприятия.

Планировать бизнес предприятия можно как силами своих специалистов, при помощи специального программного обеспечения, а можно воспользоваться услугами специализированных фирм. Самое главное в этом процессе, избежать формального подхода к составлению такого плана.

В случае подготовки бизнес-плана внутренними силами предприятия, возможно воспользоваться как специальной экономической литературой, так и компьютерными программами. В конце концов, есть определенные методические рекомендации по составлению бизнес-планов. При этом самое главное, не ошибиться при проведении расчетов в разрабатываемом плане. Для облегчения работы, имеются специальные программы, такие, как  "Project Expert" . Нужно помнить о том, что покупка этих программ довольно дорогостоящее мероприятие. Часто их стоимость может превышать или равняться стоимости составления бизнес-планов сторонними организациями. Кроме того, многие инвесторы с недоверием относятся к бизнес-планам, разработанным компьютерными программами, без участия квалифицированных специалистов.

Часто такой способ разработки плана требует многочисленных корректировок данных. Часто финансово-кредитное учреждение не приветствуют планы, разработанные силами самой компании, их также интересует все, что связано с образом компании, ее внутренний мир и то как компания сама оценивает настоящее и будущее своего бизнеса. При самостоятельной подготовке бизнес-плана часто упускаются многие нюансы и тонкости, заметные только профессиональным специалистам. Иногда не раскрываются особенности отношений с партнерами по бизнесу, некоторые юридические моменты, не видятся возможные риски. Кроме того, бизнес-план из независимых источников, воспринимается как более объективный.

Для разработки плана развития бизнеса можно обратиться в многочисленные консалтинговые агентства. При этом не нужно думать, что обращение к специалистам исключает вашего участия в подготовке этого документа. Участие представителя заказчика в работе по разработке бизнес-плана не просто желательно, а скорее необходимо. Именно участие стороны заказчика в работе над бизнес-планом позволяет отразить в таком плане все тонкости конкретного бизнеса. Это своеобразный залог успешной работы, а так же того, что после окончания работ вы получите сухой и обезличенный документ, который не заинтересует потенциального инвестора. Нельзя забывать и о том, что иногда бизнес-план приходится отстаивать непосредственно руководителю компании.

Планирование бизнеса приводит к тому, что перед руководством фирмы открываются как позитивные, так и негативные стороны бизнеса. Реалистичность и откровенность бизнес-плана является залогом того, что этот план принесет положительный эффект. Несмотря на то, что реалистичная информация может быть воспринята крайне негативно заказчиком бизнес-плана, это реальный путь получения данных о ситуации на рынке и перспектив бизнеса. Разработка бизнес-плана помогает предотвратить возможные коммерческие потери и позволит отказаться от неэффективных мероприятий.

В ходе работы над бизнес-планом, нужно исходить из того, что бизнес-план должен находиться в русле стратегической политики, проводимой предприятием. Кроме всего прочего, бизнес-план должен включать как планируемые, так и фактические показатели финансового плана. Нужно помнить о том, что необходима реальная оценка возможностей реализации намеченных целей и проблем, связанных с этим. Бывает так, что при анализе возможных проблем, стоящих на пути реализации бизнес-плана, препятствия настолько велики, что придется пересматривать показатели, связанные с настоящим положением дел на предприятии.

Не забывайте, что возможный инвестор скрупулезно будет изучать документ, который вы ему предоставите. Кроме того, часто финансово-кредитное учреждение располагает дополнительной информацией о соискателе кредита. Предоставлять искаженные сведения инвестору - рискованное занятие. Можно говорить о том, что важнее показать действительное положение дел, чем приукрашать действительность. В случае, если выясниться, что предоставленная вами информация не достоверна, то вы можете лишиться возможности кредитования не только в данном конкретном учреждении, но и в других финансовых учреждениях.

Можно отметить, что страх потерять свою идею для бизнеса имеет почву для основания, но солидный инвестор всегда дорожит своей репутацией. Риск того, что сам потенциальный инвестор присвоит себе бизнес-идею, минимален.

Бизнес-план может разрабатываться для разных целей. Это могут быть мероприятия, направленные на приглашения в бизнес новых партнеров или на поиск источников внешних финансовых заимствований. Поэтому, различные пункты делового плана могут иметь меньшее или большее конкретное наполнение. Но принцип един, всегда целесообразно составить предварительный, сжатый план. Такой вариант может быть использован для отправки предполагаемым инвесторам. Этот сжатый вариант бизнес-плана может представлять собой общую информацию, без привязки к конкретным цифрам и показателям вашего предприятия.

Жизнь всегда непредсказуема, и ее трудно уложить в схематические рамки любого плана. Нельзя говорить о том, что спланировав свой бизнес, вы застрахуетесь от возможных неприятностей или сможете предсказать будущее. Вместе с тем, заниматься планированием бизнеса необходимо. Прежде всего, потому, что планирование бизнеса позволяет увидеть все вновь возникшие риски. При этом будет возможность минимизировать финансовые и моральные потери. Своевременно провести все необходимые мероприятия, которые позволят достичь вам желаемых целей и минимизировать потери.

 




Постоянная ссылка на статью: