По данным консалтинговой группы «Магазин Готового Бизнеса», шиномонтаж и балансировка колес - одни из наиболее доходных и востребованных направлений на рынке автомобильного сервиса. К тому же довольно «низкий» старт - крупных капиталовложений здесь не требуется, что делает бизнес все более распространенным.

Впрочем, несмотря на очевидные плюсы, легко обнаружить и массивный «подводный камень». Это ярко выраженная сезонность, способная загубить дело на корню. Львиная доля заказов стационарных пунктов шиномонтажа приходится на конец осени и начало весны.

Преодолеть эти сложности помогает новое измерение - мобильность. Если Магомет не идет к горе, самое время заставить события развиваться по иному сценарию и добираться до клиента самостоятельно. Для этого нужно всего лишь поставить шиномонтажную мастерскую на колеса. И отправить ее по вызовам.

Для того чтобы установить необходимый набор специального оборудования, требуется определенная площадь. Кроме того, для работы нужны компрессор, обеспечивающий воздухом станки, генератор, дающий энергию для балансировочного станка и кассового аппарата. Какой автомобиль выбрать, чтобы это разместить? А ведь нужно все оборудование и закрепить так, чтоб в пути не болталось. Наконец, важно подумать еще и о механике, который в кузове автомобиля должен в человеческих условиях оказывать услуги по шиномонтажу и балансировке! Уже на этом этапе многие модели автомобилей выбыли из конкурса. То крыша низкая, то оборудование не влезает.

Рентабельность мобильных проектов, по оценкам участников этого рынка, не слишком отличается от обычных «якорных» фургончиков и боксов. Да, в силу того, что это прежде всего сервис - и сервис, претендующий на внесезон- ность, - затраты на рекламу увеличиваются на порядок. Зато правильно выстроенная сеть мобильных услуг вполне может «выдавить» с рынка сомнительного виды пункты шиномонтажа «на углу». Особенно если успеть подобрать себе клиентов в межсезонье. Окупаемость зависит от платежеспособности, так что оценить ее косвенно можно лишь с учетом количества действующих шиномонтажных пунктов в городе или регионе.

Основная клиентура - женщины, на них, по понятным причинам, приходится половина всех заказов. 20% - клиенты корпоративные. Еще 20% клиентуры составляют случайные водители, у которых в самом неподходящем месте лопнуло или спустило колесо. 10% - представители различных слоев «среднего класса», кому проще вызвать нужную службу по телефону. И это не лень, а трезвый взгляд на стоимость и ценность собственного времени.

Итак, с клиентами все более или менее ясно. Но где и как их искать, как продвигать сервис на колесах? Пионеры этого рынка уверены: здесь вовсе не обязательны массированная реклама и неподъемные бюджеты. Вот, скажем, рецепт от компании «Шины на колесах» - использовать собственных мон тажников-водителей в качестве рекламных агентов. Достаточно снабдить каждого пачкой визиток, которые можно раздавать на заправках, в гаражах, в дорожных пробках, наконец! Ну, а дорогую наружную рекламу могут заменить поверхности самих «сервисомобилей».

Технология проста. Допустим, у клиента порвалось колесо. Скажем, 195 х 95 R 15. Порывшись в портмоне (позвонив знакомым, сверившись с записной книжкой) и обнаружив телефон мобильного сервиса, пострадавший автолюбитель вызывает подмогу. Оператор мобильного сервиса тут же связывается с ближайшим партнерским магазином. Если цена «резины» (или дисков) устраивает клиента - обновка доставляется к месту происшествия.
Получив звонок, диспетчер при помощи карты города и системы спутниковой навигации - GPS - находил ближайшую к заказчику машину и передавал водителю координаты.

Самая что ни на есть «страда» начинается после шести вечера или рано утром, когда население отправляе тся на работу и тут - о ужас! - обнаруживают, что за ночь шина спустила. То ли накануне «поймала гвоздь», то ли хулиганы постарались...

Идеальная модель команды «мобильного отряда» - три человека на две машины. Днем работают две машины, ночью - дежурит одна. А наиболее экономный и разумный путь - искать универсальных специалистов: водителя и опытного монтажника в одном лице.

Люди тут нужны особые - опытные в части ремонта, сведущие в вопросах эксплуатации оборудования, обученные (какое колесо ставить, что такое направленная резина и т. д.). Но главное, сотрудник, который имеет дело с заказчиком, должен быть человеком ответственным, терпеливым и уметь общаться с людьми. Готовеньких специалистов такого уровня на рынке труда немного.

Мобильный шиномонтаж - сервис, к которому клиент еще не привык. Но если исходить из того, что потребительский рынок все-таки движется к новым стандартам, будущее у этой услуги есть.

Впрочем, прежде чем пытаться запустить такой проект, нужно определиться, какую из версий бизнеса вы хотите реализовать. Будет он «легковой», «грузовой», «городской», «магистральный», обслуживать мероприятия - соревнования, ралли и т. д. - или вы пытаетесь комбинировать разные направления.

Возможны, как минимум, три варианта старта. Первый - мобильный шиномонтаж в том виде, в котором услуги по ремонту и замене колеса сегодня оказывает компания «Шины на колесах». Основное конкурентное преимущество в этом случае - комплексность услуг и способность отремонтировать колесо на месте.

Первоначальные затраты составят 2 миллиона 400 тысяч рублей или примерно 80 тысяч долларов. Именно столько будет стоить автомобиль, обору дованный шиномонтажным, балансировочным и другим оборудованием «под ключ», - абсолютно готовый к работе комплекс с расходными материалами.

Второй вариант - сужение услуги до одной функции - доставки и замены шин на месте. Именно эта форма «мобильного» шиномонтажа наиболее распространена в столице, причем предпочитают ее магазины, торгующие шинами и дисками. А если в вашем городе или регионе подобный сервис не развит в принципе, нишу можно попытаться занять, налаживая партнерские отношения с поставщиками автомобильной «обуви». В этом случае затраты будут на порядок ниже - фактически это стоимость «Газели», минимального набора оборудования да зарплата мастеру-водителю.

И, наконец, третий вариант - полноценный передвижной шиномонтаж. Вложения, необходимые для старта, по оценке, составляют 1 миллион 845 тысяч рублей.

Ну и, наконец, сегодня лишь немногие готовы увидеть более широкие горизонты этого бизнеса. Ведь вовсе не обязательно зацикливаться на легковушках. Есть же и «грузовой» сегмент. Посмотрите, сколько тягачей и фур стоит по обочинам дорог с пробитыми колесами! Понятно, что «грузовой» и «легковой» сценарии развития такого бизнеса исключают друг друга. Удачное место для грузового мобильного цеха оказывается «мертвым» с точки зрения «легковых колес», и наоборот.



Автор: Екатерина Чинарова



Постоянная ссылка на статью: