Завет не путать божий дар с яичницей пришел к нам из тех времен, когда предполагалось, что «божий дар» - то есть способность к творчеству присутствует у очень ограниченного числа людей особых – «творческих»! - профессий, например, художников, поэтов, композиторов, артистов, которые даже объединены в специальное закрытое общество – «богему», и страшно далека она от народа. Однако сейчас узкий круг творческих профессий расширился и размылся. Способность придумывать новое или хотя бы сказать по-другому о старом и известном оцениватся вполне материально, а потому заниматься творчеством многим просто вменяется в обязательном порядке по должности. И если наличие среди новой «богемы», к примеру, журналистов, маркетологов или программистов никого не удивляет, то среди современных творческих профессий появились и вовсе странные. Например, «креативщики» или «креаторы» с неопределенными обязанностями рожать идеи и работать в жанре концепции. В вольном переводе, кстати, это означает, страшно сказать, сам «творец». «Божий дар» наконец-то обрел материальность в виде некой странной субстанции – креатива. Его может быть мало или много, человек (или решение) могут быть более или менее «креативными», ему можно научить, и даже его можно «выкачать» из человека непосильным трудом.

«Божий дар», перешедший в ранг ремесла, сопровождают такие прозаические вещи, как медиа-планы, сроки сдачи проектов и дедлайны. От творческих сотрудников уже никто не ждет, когда они родят гениальную идею. Им просто через три дня надо выдать эту идею во что бы то ни стало, и никто у них не спросит, что они собираются для этого делать. Поэтому «божий дар», нацеленный на конечный результат, обрел технологию, которая парадоксальным образом изначально являлась его антагонизмом, поскольку не полагалась на вдохновение. Здесь все предопределено, здесь есть последовательность шагов, которая гарантированно приводит к результату. Но если это так, то этой технологии, как и любой другой можно научить.

Собственно, появились такие технологии уже давно, например, инженерные «метод проб и ошибок» или «теория решения изобретательских задач». Но еще никогда они не были так востребованы среди людей самых разных профессий. Широко известна стратегия, адаптированная из опыта Уолта Диснея. Она описана в книге Роберта Дилса «Стратегии гениальности». В творческих способностях Диснея никто не усомнится. Причем, он был одинаково одарен и как гениальный мультипликатор и художник, и как бизнесмен и менеджер. Он придумывал управленческие проекты, создавал команды, находил деньги, причем, не всегда традиционными способами. Но свои неожиданные решения приходили к нему не в порыве вдохновения, а «по заказу», в результате определенной последовательности действий. Дисней очень давно понял, что самые смелые идеи человка губит его внутренний критик: это уже было у того-то, это не пойдет, а вот этого никто не позволит. Поэтому процесс рождения новой идеи он делил на три стадии. Первая называлась позиция Мечтателя, когда человеку позволяется думать совершенно оторванно от реальности о самых идиотских, нелепых и фантастических вариантах решения. На этом этапе Дисней собирал команду на мозговой штурм. Как известно, основное правило мозгового штурма, когда все генерят бред – причем чем больше, тем лучше! – запрет критики. До тех пор, пока это не будет тот бред, который действительно понравится. Когда появилось достаточное количество вариантов (их всегда должно быть больше 3-4) наступает вторая фаза - Реалиста-реализатора. Очевидцы рассказывают, что в Диснее они видели трех разных людей. Дисней-Реалист пытался вжиться в своих героев, в буквальном смысле стать Микки-Маусом, чтобы прочувствовать – а возможно ли такое. Реалиста заботят не идеи, а неизбежные текущие проблемы: из чего можно сделать декорации, чем заменить, к примеру, дефицитный картон, и что имеется на складе сейчас. А также экономические задачи – сколько есть денег и сколько не хватает. И только после этого наступает очередь Критика. Причем у нас странные представления о критике в обществе. Критик – это не человек, который все время твердит, что все плохо. Критик – точно такой же человек команды, настроенный так же позитивно, как все остальные. Еще один гений творческой мысли Генрих Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач, говорил, что задача критика – найти слабое место и сформулировать задачу для мечтателя. Условно говоря, не «да ну, кто ж тебе денег на это даст!», а «давайте подумаем, как нам найти деньги под этот проект».

И эта стратегия действительно работает. У нас на семинаре был один гениальный архитектор, который сказал потом – надо же, я раньше пил месяцами, чтобы найти решение, а оказывается, можно это делать быстрее и приятнее, и гораздо полезнее для печени. Самое главное – разрешить себе начать мечтать. Потому что человек и в обыденной жизни все время ходит по этому кругу: мечтатель-реалист-критик, мечтатель-реалист-критик. Один человек мечтал о доме на берегу моря со стеклянной стеной, а у него была однокомнатная квартира в Москве. В качестве реалиста он задал себе вопрос: а что для него особенно важно в этой идее? Оказалось, чтобы было много света, простора, и красивый пейзаж. И тогда он переклеил обои и сделал очень светлые стены. А так как он жил на высоком этаже, у него и так из окна было видно много неба и облаков. После того, как он поставил себе ионизатор и получил эффект свежего воздуха, он сказал: я понимаю, что я не на море, но настроение, как будто я там, и мне хорошо. А можно было поступить по-другому: подумать, где взять денег, чтобы переехать к морю и полностью сменить образ жизни. То есть, пути раздаиваются, расчетверяются. Но внутренний критик вовремя сказал: зачем менять жизнь так радикально, если я люблю эту снежную Москву и свою работу, где я не последний человек?

Между «работой» и «неработой» в творческом смысле нет никакой разницы. Здесь есть парадокс любой гетерогенной системы, в которой много составляющих. Как только мы начинаем зажимать один полюс – например, мечту, и сконцентрируемся на другом - например, на профессиональных обязанностях, неожиданно они могут начать получаться хуже всего. Меня много раз поражало, когда на семинарах по рекламе с творческими заданиями гораздо лучше профессиональных креативщиков срабатывали «неспециалисты» - менеджеры по персоналу, маркетологи. Если человек себе все позволяет и раскрепощается, то он не может быть талантливым в чем-то одном. А если он умеет помещать свои способности в дисциплинированное русло технологии, то его «креатив» не исчерпывается какой-то одной областью. Например, один талантливый предприниматель после 10 лет жизни в русском бизнесе, из которого слабонервных давно попросили удалиться, вдруг неожиданно для всех своих знакомых написал книгу. Не боевик об акулах рынка, не пособие, как выжить среди себе подобных и устоять перед налоговой, а ни много ни мало теоретический труд по макроэкономике, где он доказывает, что Карл Маркс коренным образом ошибался.

Действуй наоборот

Технология должна помогать творчеству – но не заменять его. Иначе мы получим классический случай халтуры, с абсолютно выключенной головой, а мертвые конструкции не способны ни привлечь внимания, ни задеть, ни взволновать. Творческий человек на рабочем месте – это совершенно особенная история. И в обращении с творческими сотрудниками руководителям тоже нужна своего рода технология. Есть профессии, где творчество недопустимо, где требуется абсолютно тупое в хорошем смысле слова следование инструкциям. Это работа на конвейере, проверка качества, или определенный процесс, в результате которого должен получаться совершенно одинаковый результат – например, выпекание булочек. Все «креативщики» на этом месте только навредили бы. Потому что человеку, который генерирует идеи, обычно очень трудно навязать какой-то распорядок. Он или начинает сопротивляться каким-то творческим путем, или начинает вянуть, и соответственно – в дальнейшем тухнуть. Такой человек может и опаздывать, и нарушать график. Есть даже такая книжка «Карьера творческого человека», где рассказывается, что карьера зависит от степени приближения человека к реальности.

Если такой человек попался к вам в отдел, посмотрите, конструктивно или деструктивно его творчество. В качестве примера приведу руководителя одной компании, которая работает на финансовом рынке и занимается привлечением капитала. Впервые он столкнулся с тем, что клиентов надо еще и находить. Сам по себе человек творческий, но очень организованный (технарь, матетематик), он сначала хотел построить четкую иерархическую организацию, где бы все работали от и до, ходили бы в костюмах, и т.д. Но у него хватило ума понять, что одно дело – схема, а другое – реалии продаж. И тогда руководителю отдела продаж позволили махнуть рукой на распорядок дня и требовали только результат. В итоге он набирал очень креативных сотрудников – отбор организовывался по способности нестандартно мыслить. Это дало свои результаты, от которых этот руководитель иногда приходил в ужас. «Где ребята?» - спрашивал от руководителя отдела продаж о своих сотрудниках, и получал ответ: «Они на бегах, доказывают, что тотализатор намного хуже, чем условия привлечения денег в компанию». Шеф бледнел, но не мог ничего сказать, потому что «ребята» приносили деньги. Какой нормальный начальник финансовой компании отпустит своего сотрудника на бега? Только креативный.

Творческому человеку нельзя ставить задачи, относящиеся к процессу, детально объяснять, что он должен сделать. Такой человек ненавидит, когда ему говорят: возьми две папки с той полки, поезжай туда-то, там тебя встретит такой-то человек. Надо говорить наоборот: есть задачка, она очень сложная, до тебя ее никто не мог решить. Особенно тяжело с творческими людьми на первых порах. Когда их нужно обучить технологии, надо запастись терпением. Вначале они хотят все сделать сами, а потом прочитают инструкцию. Творческий человек трудно «строится», а если ему придется подчиниться, он будет находить лазейки для того, чтобы остаться самим собой. Одну из известных бизнес-тренеров, очень творческого человека, пригласили провести семинар в один крупный банк. Ее предупредили, что там очень суровый дресс-код. Она надела деловой костюм, но поскольку чувствовала себя в нем все-таки неуютно, вместо шейного платка повязала черную бандану своего сына с черепами и костями. Этого не было видно окружающим, но она-то знала, что они там есть, и это «хулиганство» помогло ей почувствовать себя собой в строгом деловом костюме.

Вязание носков из шерсти заказчика

Неизбежно возникает вопрос о рамках яркой индивидуальности. Допустимо ли по отношению к ней «особое положение»? Нужно ли закрывать глаза на нарушения распорядка или дисциплины? Иными словами – есть ли незаменимые? Представьте себе, есть. Это правда: некоторым людям самой природой отмерено «божьего дара», или «креатива» гораздо больше, чем остальным. Они не рождают идеи – они фонтанируют ими. И, конечно, из трех составляющих творческого организма у таких людей превалирует Мечтатель. Поэтому в обращении с ними самая лучшая стратегия – это тандем. Творческому человеку надо найти в пару хорошего администратора, который будет напоминать о сроках, контролировать процесс. Администратор, конечно, с одной стороны, нервирует, но с другой – адаптирует к миру.

Слово «касперский» сейчас стало именем нарицательным, все прекрасно знают, что это не человек – это значок, который болтается внизу справа на мониторе. Но о талантливом программисте и разработчике систем безопасности Евгении Касперском почти никто не знал, кроме узкого круга специалистов, пока его жена Наталья – не менее талантливый менеджер, не сделала из его разработок продукт, подходящий для продажи. По легенде, сам Касперский, владеющий большинством акций компании имени себя, до сих пор не является ни ее начальником, ни генеральным директором, а занимает придуманную им же самим должность «лаборанта». В этой должности он занимается тем, что у него получается лучше, чем у других – разрабатывает программное обеспечение.

Администратор должен быть честным: беда творческих людей в том, что обычно они не могут адекватно оценить процесс, им не до этого. Администратор должен быть организованным: он будет доводить идеи до воплощения и ставить их на поток. Ведь творческий человек два раза одну и ту же вещь делать не будет. Ему достаточно того, что он это придумал. Я знаю успешных бизнесменов, которые организуют компанию, запускают ее, а потом или продают, или забрасывают, или нанимают хороших директоров. Потому что им интересна идея, а дальше – рутина.

Впрочем, рамки творческому человеку устанавливает не только начальство. Неизбежно возникает традиционная проблема «чистого искусства». В качестве бизнес-тренера и консультанта я работала с рекламными агентствами. Нашей задачей было развести понятия «творчество» у креативщиков от понятия «цели» у заказчика. То, что хочет заказчик – это как раз не то, что считают крутым авторы. Но это то, что реально работает на продажи. Как быть? Мы и учились проявлять творчество на другом уровне. Это называется «Вязание носков из шерсти заказчика». Для начала необходимо собрать исчерпывающую информацию о том, чего хочет заказчик. А затем «вязать» из этого материала. Условно говоря, это работа не художника, а портного. Он будет все равно что-то придумывать, но предварительно ему надо снять мерку. Потому что ролик, который занял первое место на «Каннских львах», это не тот ролик, который продает. А продавать будет тот ролик, от которого будет плеваться не только креативщик, но и просто человек со вкусом. Вспомните ролики «МММ» – какого специалиста от них не скрутило? Но работали же! Потому что они были четко просчитаны и сделаны под свою целевую аудиторию. Это совершенно разные задачи – прививать вкус аудитории или же из ее шерсти связать то, что она будет носить. Можно это воспринимать рамками, которые тебя ограничивают, а можно – материалом, сопротивление которого надо преодолевать.

Землю попашень – попишешь стихи

И, наконец, неизбежно возникает вопрос – как извлечь эту субстанцию, этот «божий дар», этот «креатив», как активизировать эту способность найти те самые слова, которые до сих пор никто не нашел, и придумать решение, котрое до сих пор никому не пришло в голову? Как – не то, что управлять ею, а скорее управляться с нею, если она приходит и уходит не по расписанию?

...Она давно мечтает написать роман, но после пары абзацев процесс стопорится. Мешает самозапрет: я понимаю, что я не Толстой и у меня так не получится. То есть, согласно стратегии творчества Диснея, здесь пропущена фаза Реалиста, который определит уровень, на который она может расчитывать. Тогда внутренний голос не будет на самом интересном моменте твердить – ты все равно не Толстой! Потому что Реалист это все уже имеет в виду. Вместо того, чтобы думать, а могу ли я – надо просто сосредоточиться на процессе. Есть фотографии узоров из песка, которые насыпают буддистские монахи. Они трудятся целый день, чтобы вечером смыть результаты своего труда в реку. Потому что важен процесс, а не результат, и само состояние вдохновения бесценно. Мы с моим партнером много лет вывозим людей в психологчиеские лагеря отдыха на море. Мы там тоже придумали такую дзен-живопись - роспись камней. Мы ставили задачу – нарисовать на камне то, что он диктует своей формой, помочь этой душе камня проявиться. А потом его можно и оставить на пляже. Ту же задачу решают и психологичские тренинги, потому что там спадают рамки, и человек находит в себе новые ресурсы. Кстати, побочным эффектом тренингов личностного роста часто бывает то, что человек начинает писать, петь, хотя всю жизнь считал, что ему это не дано. Однажды, когда мы поставили задачу перенести внимание с цели на процесс, попробовать мыслить со всеми деталями, один человек решил написать рассказик. Ему нужно было найти писателя, который ориентирован процессуально. Он нашел одного иностранного автора морских рассказов. Там не было никакой философии, а только детальное описание морской жизни. И вот он начал его переводить. Через месяц этот человек неожиданно для себя принес 40 страниц, а к концу наших занятий, через 5 месяцев – около 500. Говорит, что никак не мог остановиться. И что, как он понял, до сих пор этого автора неправильно переводили. До того этот человек был абсолютный технарь, сисадмин, правда, хорошо знающий английский. В конце концов, он связался с этим писателем, получил права и стал его переводчиком, сейчас готовит к публикации книжку. Он втянулся, даже не задаваясь вопросом, а потянет ли.

Один известный карикатурист рассказывал, как он придумывает свои картинки: «Надо просто начать идти, и на пятидесятом шаге идея сама придет тебе в голову». Кому-то самые лучшие мысли приходят во время стояния в автомобильных пробках, кому-то – под льющейся из душа водой. Кто-то особенно продуктивен по утрам, кто-то – но ночам. У каждого креативного сотрудника есть свои маленькие секреты: кто-то напивается, кто-то собирает тусовку, потому что ему в коллективе лучше думается. Дело в том, что другой человек часто является для криативщика центром криталлизации – он помогает сформулировать идею, которая вертится в голове, но пока не дается.

Есть и специальные технологии, как входить в творческое состояние. Например, «якорение», когда мы своего рода якорем связываем внутреннее состояние с внешним состоянием. Из любой музыки можно сделать ритуальную, слушать ее только во время работы, и больше никогда нигде не включать. И тогда, когда нужно будет «разогнаться» - просто запустить этот рок-н-рол, или лютню или испанскую гитару. «Якорем» бывает место или какой-то человек, которому можно позвонить и поговорить о всякой ерунде, чтобы после этого неизбежно прийти в рабочее состояние. Еще один способ его вызвать – это отложить задачки на потом, как бы «свернуть» активное окно, которое не видно на мониторе, но оно есть, никуда не делось. Процесс продолжается, пока вы гуляете с собакой, или моете посуду, или даже смотрите комедию. Очень помогает включение в активный физический процесс: поплавать в бассейне, от души позаниматься на тренажерах. Одна моя знакомая журналистка, приезжая к друзьям на дачу, всегда просит дать ей не лопату, не вилы, а тяпку. Говорит, что под эти незамысловатые усилия ей хорошо думается, и, поработав в саду, обычно садится за ноутбук со словами: «Землю попашешь - попишешь стихи». Раньше эта фраза была лозунгом и воспринималась, как раз как та самая инструкция на уровне поведения, против которой восстает любой творческий человек. Но в этом контексте она как раз является технологией вхождения в творческое состояние. И кстати, необязательно махать лопатой – разработаны специальные 10-минутные упражнения, в результате которых можно прийти к решению. Хотя творчество непредсказуемо – то есть, это может быть далеко не то решение, которое ты так ждешь.

Что же можно сказать о старых добрых «традиционных» источниках вдохновения? Алкоголь далеко не так эффективен, как считается. Его последствия неуправляемы и могут выйти из-под контроля. И мы можем вызвать как всплеск неожиданных идей, так и жуткую депрессию, из которой долго будем выбираться.

Если следовать Зигмунду Фрейду, то личная жизнь должна влиять на творчество отрицательно, потому что сексуальная и творческая энергии очень близки.. У Веры Инбер были такие строчки: «Когда нам как следует плохо, мы хорошие пишем стихи». И это с одной стороны правда: «сложившаяся» личная жизнь мешает творчеству, потому что, если творческий человек полностью растворен в своем партнере - он молчит. Творческим людям нужно, чтобы существовала разница потенциалов, за счет чего они работают, какая-то степень неудовлетворенности. А вот пока еще не поставлено знаков препинания в отношениях, пока они только начинаются и складываются – есть и вдохновение, и муза. Кстати, многие творческие люди работают в коллективе ради какого-то конкретного человека. Тем хорош и полезен служебный флирт, правда, пока он не перешел в служебный роман. Флирт – это топливо творчества, которое несет в себе очень большой эмоциональный заряд. Но когда отношения перешли в стадию разборок, требований, ревности, это уже отвлекает и связывает руки. Тут уже не до креатива.

Недавно я услышала жалобы одной девушки, сотрудницы рекламной компании, хоторая жаловалась на то, что на работе за два года из нее «выкачали весь креатив». Такое действительно часто случается, если творческий человек искренне относится ко всем проектам и каждый раз свои идеи в буквальном смысле слова рожает, если он делает это искренне, без всяких технологий, при этом в жесткой финансовой реальности, к определенному сроку, но при этом не получает эмоциональной отдачи: ни восхищения, ни призов на фестивале. В такой атмосфере может легко возникнуть эмоциональное выгорание. Чтобы этого не произошло, я и рекомендую ходить на семинары и тренинги по творчеству, где можно научиться работать с отдачей и уцелеть, а также просто подзарядиться. Есть специальные техники восстановления после такого, как мы это называем «синдрома сгорания», но это тема отдельного разговора. Кстати, такие периоды «творческих кризисов» - прекрасное время для обучения. Причем, чему угодно – смежной специальности, батику, иностранному языку. Состояние, когда тебе кажется, что ты пуст, – это состояние пополнения запасов, лучшее время для готового все впитывать ученика.

Единственное, чего ни в коем случае не надо делать – это выжимать из себя последние капли. Быть дохлым котом из анекдота, которого жена положила в водку, чтобы отучить мужа от пьянства, и вернувшись, нашла его выжимающим кота над стаканом: «Ну, Васенька, ну еще капельку!». Можно, конечно, продолжать работать на износ – но ровно до клиники неврозов. Наш организм и наши мозги – это наши творческие инструменты. Мы регулярно заезжаем на заправку для автомобилей, потому что знаем: если автомобиль не заправлять, когда лампочка уже горит, однажды он не поедет. А то, что сами расходуем некое топливо, почему-то забываем. Поэтому нужно позволять отходы в сторону. Рыбалки в глухих местах, куда не достают мобильники. Книги. Отдушиной для многих стал интернет, «живой журнал», где многие самовыражаются и даже прославляются. Это хороший период, чтобы переключиться на дом. Не зря китайцы говорят: «Если хочешь навести порядок в душе – наведи его в своем доме». Ну а потом, со свежими силами, вновь генерировать неожиданные идеи, придумывать остроумные стратегии или расставлять слова в том порядке, в котором до вас их еще никто не расставлял.



Автор: Татьяна Мужицкая, тренер КГ «СЭТ»



Постоянная ссылка на статью: