Года два назад местные газеты пестрели заголовками вроде «Яйцо будущего» и «Страус-гриль» — тема страусиных хозяйств в райцентрах области была очень актуальной. Тогда в регионе один за другим появлялись предприниматели, готовые инвестировать в экзотических птиц, а на стол губернатора Валерия Шанцева ложились аналитические записки о выгодности страусоводства для нижегородского АПК.

Сейчас в Нижегородской области работают три страусиные фермы: в Лысковском, Павловском и Шахунском районах. Две из них уже зарабатывают на страусах: генеральный директор ООО «Нижегородский страус» (Шахунский район) А. Балахонцев планирует довести численность поголовья годовалых страусов до тысячи, чтобы стать крупным поставщиком страусиного мяса, а пока продает молодых страусят.

Генеральный директор ООО «Макарьевский страус» (Лысковский район) Л. Волкова собирается через два года заняться племенным разведением страусов и зарабатывать на продаже четырех-пятигодовалых страусиных семей, а сейчас консультирует начинающих страусоводов. Пока же основной доход и шахунскому, и лысковскому предпринимателям приносят продажа сувениров из страусиных яиц, агротуризм и консультирование начинающих страусоводов, которые регулярно посещают фермы. Страусы, вопреки расхожему мнению, не требуют специальных условий проживания. Все, что им нужно — простор. Притом что живут эти птицы в среднем 60–70 лет и производят потомство в течение 25–30 лет.

Людмила Волкова: «Чтобы спокойно плодиться и размножаться, страусиной семье достаточно открытого загона длиной от 40 м, чтобы можно было побегать». Сажать всех страусов в один маленький общий загон нецелесообразно. Генеральный директор ООО «Русский страус» С. Наумов приводит в пример одну из российских ферм, где поголовье насчитывает 2000 страусов и все они живут в одном загоне, площадь которого не превышает нескольких соток — в таком ограниченном пространстве они начинают драться: и страусы на той ферме ходят почти без перьев и побитые. А это уже упущенные возможности для бизнесменов — собственники не смогут заработать на продаже перьев и кожи.

Поэтому для двух страусиных семей необходимо приобрести участок площадью от 10 соток, где разместятся загоны для взрослых птиц, небольшое здание, где они могут зимовать и где разместятся инкубаторы и кормушки. Участок земли необходимой площади за сотым километром от Нижнего Новгорода, с подведенными коммуникациями и обычным деревенским домом в этих районах стоит, по данным нижегородских агентств недвижимости, в среднем от 300 до 400 тыс. руб. Самый быстрый старт обеспечит приобретение семей половозрелой птицы (их называют «размножающиеся трио»). Однако это и самый капиталоемкий старт. Гораздо дешевле приобрести инкубационное яйцо, птенцов, годовалую птицу. Но в этом случае меньшие затраты на приобретение повлекут более длительный срок возврата вложенных средств.

Также нужно учитывать, что для инкубирования яйца сразу потребуются инкубаторы, которые затем будут три года простаивать до достижения птицей половозрелого возраста. Кроме того, при покупке взрослой птицы можно контролировать половой состав стада, что невозможно при покупке яиц и птенцов. Самая распространенная порода страусов у нижегородских предпринимателей — африканский. Они прекрасно переносят российские морозы. Как отмечает Людмила Волкова, некоторые страусоводы даже не строят отдельных зданий, где птицы могут скрываться от дождя и снега, а позволяют им зимовать прямо на снегу.

«Конечно, температура тела страуса в 45 градусов позволяет им переносить морозы, но все же я бы рекомендовал потратиться на строительство простого сарая, где они хотя бы могли укрываться от непогоды», — советует Алексей Балахонцев. Это минимальная инфраструктура, с которой можно начинать страусиное хозяйство. Страус — птица, как оказалось, не только неприхотливая, но и достаточно спокойная. «Не прячут они голову в песок, — смеется Людмила Волкова, — поэтому на «барханах» мы сэкономили. Они вообще почти не издают звуков и ведут себя спокойно — у них мозг весит 30 граммов — что вообще может «выдумать» эта птица?» Отдельное здание, по мнению экспертов, необходимо еще и потому, что там удобно хранить корм для страусов (а едят они все то же самое, что и курицы, плюс сено), там же можно разместить инкубатор.

Строительство небольшой фермы на участке обойдется в пределах 80 тыс. руб. с материалом и работой строителей. Главный потребитель мяса, по данным Людмилы Волковой, — московские рестораны и сети супермаркетов премиум-класса (например, «Азбука вкуса»), где можно найти любые продукты. «Страусиное мясо будет востребовано и в более широкой рознице, — уверена директор фермы, — оно не содержит холестерина, по вкусу напоминает говядину, кроме того, страусы не болеют птичьим гриппом». Хотя сами страусоводы пока не намерены формировать широкий спрос и готовить потребителей к покупке страусиного мяса в обычных магазинах: «Мы, как и большинство наших коллег по цеху, присматриваемся к Европе.

В Нижегородской области нам, с точки зрения потенциального сбыта, пока точно нечего делать — один из самых дорогих ресторанов города — «Робинзон» — заинтересовался не страусами, а экзотическими курами. Из местных ресторанов только один раз у нас купили мясо, это был ресторан «Купеческий». Чтобы сэкономить на издержках, в первые два года, пока поголовье страусов не больше 200, можно не получать лицензию на реализацию мяса. Страусов можно продавать живыми на мясо в столичные страусоводческие фермы, которые уже имеют контракты с ресторанами и магазинами. Оптовая стоимость 1 кг мяса снизится с 600 до 500 руб. за кг, но при этом вы не будете инвестировать в организацию и лицензирование собственного забойного цеха, которое может обойтись ферме в 200 тыс. руб. Каждое из направлений, которое выбрали для себя нижегородские страусоводы, прибыльно.

Однако страусы, выращенные на убой, окупаются быстрее, чем племенные или купленные для воспроизводства молодых птенцов с последующей их продажей. Например, уже через год после покупки четырех взрослых семей «Макарьевский страус» ухаживал за поголовьем птенцов, с каждого из которых можно было получить 100 кг живого мяса для продажи. Годовалые птицы как раз и есть «продажный вариант» страусов. Расчет доходности от реализации страусов на мясо строится следующим образом: страусиха в год сносит 60 яиц, из которых в среднем может получиться 40 страусят. Каждый из них через год достигнет «убойного возраста» и даст 100 кг живого мяса, готового к продаже. Одна семья («разможающееся трио») через год дает четыре тонны мяса, которые при розничной цене в 600 руб. за кг принесет владельцу 2,4 млн руб. дохода. И это не считая кожи и перьев, которые также можно продать.

Чем не «станок для печатания денег»? Питаются страусы, начиная от всех видов зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза, просо, бобы, горох) и заканчивая травой (клевер, силос злаковых культур, капуста огородная белокочанная, кормовая, шпинат, листья моркови и т.д.). Идеальный вариант, по словам экспертов, — смешанный, когда представлены и зерновые культуры, и трава. Взрослая птица требует до 2 кг корма в день: его можно закупать у сельскохозяйственных предприятий. Если даже учесть, что страусовод не будет самостоятельно заготавливать сено, то себестоимость 1 кг корма не превышает 50 руб. Вхождение в сегмент разведения племенных страусов займет четыре-пять лет.

Первое, второе, третье потомство необходимо дорастить до четырех-пятилетнего возраста, чтобы продавать начинающим страусоводам для разведения. Взрослая семья стоит уже от 220 тыс. руб. Спрос на страусов, по словам Алексея Балахонцева, есть со стороны предпринимателей не только из Нижегородской области, но и из близлежащих регионов ПФО. «На ферму регулярно приезжают будущие страусоводы, которые хотят перенимать опыт, и они, как правило, тут же готовы купить страусов». Но, как отмечает директор ООО «Страус» Игорь Елефтериади, начинающие страусоводы стараются сэкономить на входе в бизнес, поэтому нельзя гарантировать, что все взрослые семьи будут раскуплены. Поэтому оптимальным считается смешанный вариант, когда ферма одновременно разводит племенных страусов, продает мясо и молодых птенцов. Одна из проблем новообразованной страусиной фермы — персонал.

Все страусоводы сталкиваются с неизбежной проблемой — люди пьют и не выходят на работу. У Людмилы Волковой, например, в подчинении побывал каждый пятый житель Макарьева. Сейчас на ферме, где живут три взрослых страусиных семьи, сто молодых птиц и еще десятка два редких птиц (фазаны, павлины и др.), работают три человека, не считая хозяйки. «Одного человека, который будет присматривать за всеми страусами — обновлять им корм — достаточно. Плюс у меня есть помощница, которая проводит экскурсии», — рассказывает Людмила Волкова. С ней согласны и другие эксперты. Для небольшой фермы, где предприниматель не планирует проводить все время, трех работников достаточно.

Местные жители всегда охотно соглашаются подработать даже за зарплату до 8000 руб. Если ферма находится еще дальше от Нижнего Новгорода — за 150 км, например, — договориться можно и на 5000 руб. в месяц. Единственное, на что обращают внимание эксперты, в первые два месяца за работниками нужно постоянно следить: чтобы появлялись на работе, чтобы не воровали. По статистике страусоводов, если в течение месяца человек исправно выходил на работу и вышел вовремя даже после получения первой зарплаты, то на него уже можно оставлять ферму.

Пока нижегородские предприниматели еще не освоили все варианты продажи одной птицы, но уже умудряются зарабатывать на консультировании будущих страусоводов. По словам Алексея Балахонцева, раньше люди приезжали на ознакомительную экскурсию, и предприниматели охотно проводили ее бесплатно, а сейчас «консультирование начинающих страусоводов» идет отдельной услугой в прайс-листе. В «Макарьевском страусе» курс обучения правилам ухода за страусами и особенностям кормления стоит недорого — всего 1500 руб. (почти как два страусиных яйца). Однако число желающих «просчитать» бизнес-проект по разведению страусов, по словам Людмилы Волковой, растет — потенциальные страусоводы приезжают на ферму регулярно.

Направление «страусиного консалтинга» в России набирает обороты: если три года назад фермеры концентрировались на «товарном» разведении страусов (только на продажу мяса, яиц, кожи), то сейчас, когда этот бизнес в России подрос, крупные фермы перепрофилировались на племенное разведение и выступают уже в качестве консалтинговых центров, предлагая услуги по приобретению птиц для организации хозяйства, продавая корма и обучая уходу за птицами. По словам г-жи Волковой, возраст таких ферм, как правило, около пяти лет, но все более или менее серьезные предприниматели хотят быть именно консультантами. Пока в хозяйстве не будет достаточно голов (минимум 1000 каждый год), не стоит заявлять себя поставщиком старусиного мяса для ресторанов и магазинов. Им необходимы регулярные поставки фиксированными объемами, а не разовые по 200 кг. Самый первый доход фермам могут принести туристы.

«Первыми посетителями нашей фермы стали местные жители, — вспоминает Людмила Волкова, — а потом, когда мы поняли, что экскурсия по ферме будет пользоваться спросом, сами пошли к туроператорам, которые продавали туры в Макарьевский монастырь, и предложили им экскурсии на страусиные фермы в качестве бонуса к поездке». Например, «Макарьевский страус» находится в самом центре туристического потока — к Макарьевскому монастырю минимум раз в неделю причаливает теплоход. Кроме осмотра святых мест, туристы с удовольствием посещают ферму. Стоимость билета составляет 150 руб. со взрослого человека, 100 — с ребенка. Такие цены не выставляет даже нижегородский зоопарк — в «Лимпопо», например, взрослый билет стоит 100 руб. В выходные на ферме встречают минимум две группы туристов в день — человек по 30 каждая.

Людмила Волкова: «Самим туроператорам оказалось выгодно предлагать туристам к посещению «Макарьевского монастыря» еще что-то. Но в отличие от зоопарков, мы предлагаем не просто посмотреть на страусов, а поухаживать за ними. И уж тем более у нас нет клеток». Таким образом, в «Макарьевском страусе» одну птицу умудрились продать пять раз: яйца птицы, мясо, кожу, перья и «посмотреть». Причем туристы охотно не только «кормят» птиц, но и покупают страусиные яйца (каждое из них стоит 700 руб.), а также сувенирные яйца с видами «Макарьевского монастыря». Такое возможно при условии, что ферма будет находиться в центре туристического притяжения — в одном из районов области с высоким туристическим трафиком, например, Семеновском, Городецком, Лысковском, Дивеевском, Большеболдинском.

 




Постоянная ссылка на статью: