Частных ветеринарных клиник в Екатеринбурге, по подсчетам специалистов, в три раза меньше, чем в Перми или Челябинске. У нас их около десяти, а у соседей — по 30. С середины 2005 г . этот вид деятельности не подлежит лицензированию. Ветврачи считают, что клиникам для животных гарантирован стабильный доход — лечить домашних любимцев им приходится круглые сутки и без выходных.

Существует три вида ветлечебниц: служба вызова, кабинет и клиника. Служба вызова подразумевает выезд док­тора на дом. Эксперты говорят, что организовать подобный бизнес легче всего. Достаточно заключить договоры с несколькими врачами и нанять диспетчера, который будет принимать звонки от владельцев животных на домашнем телефоне или в офисе и направлять докторов на вызовы. Врач при этом получает около 50% от суммы заявки. Веткабинет — это небольшое помещение (площадью около 20 кв. м), где один или два доктора принимают пациентов. Руководители ветклиник сравнивают его с кабинетом в обычной больнице. Врачи, выезжающие на дом, и сотрудники веткабинетов обычно не имеют специализированного оборудования для диагностики, проведения операций и т. п. Это может повлиять на качество лечения, велик риск потери клиентов, поэтому такой бизнес эксперты называют неперспективным.

Ветеринарная клиника устроена сложнее. В идеале в ней должны быть холл с регистратурой, аптека, кабинеты приема, процедурная, операционная, рентген, УЗИ, лаборатория для исследования анализов, комната физпроцедур, стационар, ординаторская, санузел, склад для хранения медикаментов. Площадь заведения зависит от перечня кабинетов. Например, клиника «Доктор Айболит» располагается на 120 кв. м, а «Ветдоктор» — на 200 кв. м.

Никаких разрешений на лечение животных получать не надо — достаточно зарегистрировать юридическое лицо. Основные требования контролирующие органы предъявляют не к профессиональной деятельности клиник, а к зданию.

Как выбрать помещение?

По закону ветеринарная клиника должна находиться в 50 м от жилых домов, а если в ней есть стационар, то в 150 м . «Ограничения связаны с уровнем шума», — объясняет ВАСИЛИЙ КУЗНЕЦОВ , директор клиники «Ветдоктор», президент Уральской ассоциации практикующих ветеринарных врачей. Эксперты называют нормы устаревшими — их разрабатывали с учетом того, что ветеринары лечат крупный рогатый скот. Сегодня 90% приемов приходится на кошек и собак. Но требований никто пока не отменял, поэтому под клинику ищут площади на первых этажах офисных или других нежилых зданий. Выбранное помещение нужно согласовать с Роспотребнадзором.

«Для небольшой ветлечебницы достаточно 60 кв. м», — убежден АНАТОЛИЙ ИСАЙКИН ,   директор клиники ветеринарной медицины «Доктор Айболит». На этой площади можно разместить холл с регист­ратурой, кабинет приема, процедурную, операционную, ординаторскую, санузел и один кабинет для диагностики — УЗИ, либо рентгена, либо лаборатории.

Внутреннюю отделку помещения конт­ролирует ЦГСЭН. Стены в кабинетах, где ведется прием и лечение животных, от потолка до пола необходимо отделать моющимися материалами, например кафелем или пластиковыми панелями. «Средняя стоимость ремонтных работ в Екатеринбурге — 2,5-3 тыс. руб./кв. м», — отмечает г-н Исайкин. По его расчетам, на 60 кв. м, не учитывая расходов на материалы, уйдет приблизительно 200 тыс. руб.: «Ремонт займет около двух месяцев. Клиника в это время не приносит дохода, а аренду придется платить». Примерная стоимость аренды — 1 тыс. руб./кв. м.

Руководители клиник советуют по возможности отказываться от аренды и покупать помещение. «Вложения в оборудование, ремонт, отделку для хорошей клиники большие, поэтому, если через полгода арендодатель повысит ставку, придется платить. Выехать будет сложно», — говорит Василий Кузнецов.

Чем оборудовать клинику?

Клинику необходимо оснастить оборудованием и мебелью. «Специальных требований в законодательстве нет. Санитарные нормы предписывают, чтобы у столов для осмотра животных была поверхность, которую можно обрабатывать дезинфицирующими растворами», — рассказывает СВЕТЛАНА МАРЫШЕВА ,   директор ООО «Уральский центр «Здоровье животных». Ветклинике, отмечает она, необходимо специальное оборудование, например: приставки для установок УЗИ и приспособления для фиксации животных на операционном столе. Однако в основном лечебницы используют все то же, что и больницы для людей.

В холл стоит поставить пару кресел для клиентов, стол и стул для администратора, в ординаторскую — стол, стулья и по возможности душевую кабину и холодильник. В кабинет приема и процедурную потребуются столы и стулья для врача, по стулу для клиента и по столу для осмотра животных (цена — 2-8 тыс. руб.), а также два шкафа для хранения медикаментов (4-5 тыс. руб.). Основное оборудование операционной — стол для оперативных вмешательств (минимум 70-90 тыс. руб.), лампа (60-70 тыс. руб.), два малых операционных набора хирургических инструментов (по 12 тыс. руб. каждый), электрический стерилизатор (1,5-2 тыс. руб.). По словам г-жи Марышевой, расходы на медикаменты для небольшой клиники составят 20-30 тыс. руб. в месяц.

Поскольку в клинике есть операционная, необходимо купить морозильную камеру для хранения биоотходов, которая держит температуру от минус 18°С до минус 32°С (от 12 тыс. руб.). Когда она заполняется, содержимое утилизируют, для этого заключают договор со «Спецавтобазой» на вывоз биоотходов. По словам экспертов, минимальная стоимость услуги — 3 тыс. руб. Вызывать машину начинающей клинике достаточно раз в год.

Самых больших инвестиций требует диагностика — рентген, УЗИ, лаборатория. Василий Кузнецов: «Сложнее и дороже всего открыть рентгенокабинет. Аппарат стоит от 200 тыс. руб. Проект кабинета должна выполнить лицензированная организация. Клиника обязана согласовать его в ЦГСЭН, получить лицензию. Необходим дорого­стоящий ремонт: стены выложить кирпичом и покрыть баритовой штукатуркой, поставить двери, непроницаемые для излучения». Клиники без рентгена могут по договору отправлять своих пациентов на снимки к коллегам. Простейший портативный аппарат УЗИ обойдется в 180-200 тыс. руб., а оборудование для лаборатории — от 500 тыс. руб. Анатолий Исайкин: «Хотя бы один из видов диагностики должен быть обязательно. Иначе невозможно ставить диагнозы. Если постоянно отправлять клиентов в другую клинику, однажды они там и останутся».

СОВЕТ от клиники ветеринарной медицины «Доктор Айболит»:
«На первых порах можно обойтись без лаборатории. Анализы будет перевозить один из сотрудников клиники, что снизит риск ухода клиента к конкурентам. Единст­венное, без чего не обойтись, — это центрифуга. Она стоит 12-70 тыс. руб. и позволяет дольше хранить кровь без потери ее свойств».

Как набрать персонал?

Создавать клинику следует с подбора персонала, полагают эксперты, — в городе дефицит опытных ветврачей. Для небольшой лечебницы потребуются два доктора со стажем и один без стажа. Обычно врачи с опытом ведут первичные приемы, назначают курс лечения, делают операции, а начинающие работают на повторных приемах, проводят процедуры. Квалифицированных специалистов придется переманивать у конкурентов, например, высокой зарплатой либо возможностью карьерного роста.

Начинающего врача можно выбрать из выпускников профильных учебных заведений. В Екатеринбурге такие кадры готовит Уральская государственная сельскохозяйственная академия, на старших курсах студенты могут выбрать специализацию «болезни мелких животных». Однако молодые специалисты, как считают руководители клиник, не готовы к работе. «Система образования сохранилась еще со времен СССР, когда ветврачей учили лечить только продуктивный скот. На это направление делают упор до сих пор», — подчеркивает Анатолий Исайкин. Василий Кузнецов: «В ветеринарии нет ни по законодательству, ни в учебном плане разделения на хирургов, терапевтов, офтальмологов и т. д. Специализация появляется только в процессе работы». Лечить мелких домашних животных учат также в Уральском государственном аграрном колледже, но, по признанию экс­пертов, его выпускникам тоже не хватает опыта. Они станут профессионалами только через три-пять лет. За это время врач успеет обзавестись постоянной клиентской базой. В ветеринарии, как и в медицине, пациента притягивает доктор, а не клиника.

Графики работы ветлечебниц различаются. Одни ведут прием круглосуточно. Другие открываются в 8 утра с расчетом на то, что люди перед работой приведут приболевших питомцев, и закрываются в 20.00. У третьих рабочий день продолжается с 11.00 до 21.00. Пик обращений клиентов попадает на вечер в будни и на субботу-воскресенье. Докторам предлагают плавающий график работы с таким расчетом, чтобы в часы пик в клинике находилось два врача.

Ветклиники используют две основные системы оплаты труда — сдельную (доктор получает 20-25% от суммы заявки) и почасовую (50-80 руб. в час в зависимости от квалификации и опыта работы). Светлана Марышева добавляет, что опытным специалистам иногда отдают до 50% от заказа: «Доктор может арендовать у клиники часть помещения, например операционную. За это он отдает определенную долю своего дохода».

Клинике потребуются еще администратор, бухгалтер-совместитель и уборщица.

СОВЕТ от клиники «Ветдоктор»:

«Вложения в хорошее оборудование, качественные медикаменты и расходные материалы всегда оправданны — они помогают привлечь квалифицированные кадры. Для докторов важна не только зарплата, но и возможность работать на современном оборудовании, использовать передовые технологии».

Когда окупятся вложения?

Анатолий Исайкин советует разворачивать рекламную кампанию за два месяца до открытия, пока в клинике идет ремонт. По его наблюдениям, лучший эффект дают бесплатные издания — «Наша Газета», «В каждый дом», «Ва-банкъ». Также, считает г-н Исайкин, необходима реклама на телевидении. Первоначальные затраты на продвижение он оценивает в 50 тыс. руб. «Количество пациентов будет зависеть не только от рекламы, но и от докторов. 70-80% наших клиентов — постоянные или обратившиеся по рекомендации», — добавляет он.

СОВЕТ от уральского центра «Здоровье животных»:

«Откройте в клинике точку по продаже сопутствующих товаров — кормов, игрушек, косметики для животных. Разместить витрины можно прямо в холле. Клиент, ожидая приема, сможет присмотреть что-нибудь для своего питомца. Продажи принесут клинике дополнительный доход и дадут возможность снизить цены на основные услуги».

Клиентскую базу лечебница нарабатывает долго. Первые три-четыре месяца, как оценивают эксперты, по будням будут обращаться один-два пациента в день, в выходные — пять-шесть. К концу года число клиентов может вырасти до 10-15 в день — при такой посещаемости ветлечебница начинает приносить первую прибыль. Зато через четыре-пять лет можно рассчитывать на поток до 50-60 пациентов ежедневно, правда, при этом саму клинику придется расширить. По наблюдениям докторов, самые востребованные услуги — консультации специалистов, кастрация котов, стерилизация кошек, прививки. Средний чек — около 500 руб. При таких условиях доход клиники в первые месяцы работы составляет около 46 тыс. руб., а через пять лет может достичь 900 тыс. руб. в месяц.

Объем вложений и срок окупаемости зависят от затрат на оборудование и помещение. Светлана Марышева подсчитала, что инвестиции в ветлечебницу, арендующую 70 кв. м, составят 1,5-2 млн руб. Деньги вернутся через два-три года. Василий Кузнецов собирается расширять бизнес — открыть еще одну клинику. Затраты с учетом покупки помещения он оценивает в $1 млн. Г-н Кузнецов уверен: вложения окупятся через четыре-пять лет..

1 Под порогом вхождения мы понимаем сумму, которую необходимо вложить в бизнес, прежде чем он принесет первую прибыль и инвестиции начнут возвращаться. В расчете учтено, что в первые месяцы клиника работает с убытком, число клиентов растет от трех в день за первый месяц до десяти на шестой, когда предприятие начинает приносить прибыль. Комиссия докторов на первых порах выше — 50% от заказа, по мере роста клиентской базы она уменьшается до 25%.

bonus
Направления для дальнейшего развития
Клиники развиваются, расширяя спектр услуг. В первую очередь на базе ветлечебницы организуют службу вызова врача на дом. Клиенты такой услуги — владельцы крупных собак, жители частного сектора, у которых есть, к примеру, козы или коровы. Хозяевам часто проще и дешевле вызвать врача к себе, чем везти животное в клинику. Стоимость вызова — 300-800 руб., из них около 50% идет доктору, остальное — клинике. Еще одна дополнительная услуга — салон красоты для домашних питомцев, где делают стрижки собакам и кошкам. Как говорят эксперты, это направление набирает популярность.

детали
На чужих ошибках
Василий Кузнецов
директор ветеринарной клиники «Ветдоктор»:

«Мы обратились к программистам, чтобы разработать ПО, которое помогло бы вести весь учет в клинике и истории болезней в электронном виде. Хотели уйти от склеенных из тетрадок карточек — к врачу в день приводят по 20 животных, поэтому через сутки сложно вспомнить, кому что назначили, а искать в бумажных карточках долго. Я рассчитывал, что любой программист сможет быстренько сделать такой продукт, пока в клинике идет ремонт. Однако ПО нам создавали уже четырежды — каждый раз неудачно. В итоге мы купили готовую систему, от бумажных носителей ушли, но она нас все равно не устраивает. Сейчас ведем переговоры с несколькими серьезными компаниями, рассчитываем потратить на качественную программу $10-12 тыс.».

Анатолий Исайкин
директор клиники ветеринарной медицины «Доктор Айболит»:

«Открывая клинику, я не продумал долгосрочную систему мотивации персонала. Сразу предложил докторам максимально возможную зарплату, но это не помогло их удержать. В итоге через три-четыре года все специалисты разошлись по другим местам работы или открыли собст­венные клиники. Сотрудника интересует не только увеличение дохода, но и возможность карьерного роста. Ему нужно знать, что сначала он будет доктором, потом — старшим ординатором, затем — руководителем подразделения, например хирургии или терапии. Как только специалист проявил свои способности, важно показать ему перспективы, тогда он будет стремиться занять следующую ступень и не уйдет».

итоги
Цена входного билета
Расчет для ветклиники, арендующей 60 кв. м . Работают три доктора, администратор, уборщица, бухгалтер-совместитель. Средний чек — 500 руб

 

Автор: Светлана Удилова



Постоянная ссылка на статью: