Новостные рубрики
Экономика: Запрет экспорта бензина стал опасен (08.05.2024 08:36)
Минэнерго предлагает вернуть экспорт бензина, чтобы избежать его дефицита на нашем рынке, заявил вице-премьер Александр Новак. Притом вводили этот запрет с аналогичной целью – чтобы не допустить дефицита и следом роста цен. Как так получается, что для борьбы с дефицитом бензина нужен то запрет, то разрешение на его экспорт?
Министерство энергетики РФ обратилось к правительству с просьбой временно разрешить экспорт бензина, чтобы впоследствии избежать дефицита, заявил вице-премьер Александр Новак. По его словам, сейчас топливный рынок страны перенасыщен. Поэтому правительство готово рассмотреть временную отмену запрета. Запрет на экспорт бензина ввели с 1 марта 2024 года на шесть месяцев, чтобы предотвратить возникновение его дефицита и рост цен на бензин. Угроза такая возникла, потому что Россия столкнулась с атаками украинских беспилотников на российские НПЗ и вынужденным уходом заводов на ремонт. А еще до атак в конце декабря сломался Нижегородский НПЗ «Лукойла», а это крупнейший завод по производству бензина в России, на котором производилось 10% от всего производства бензина в стране. Примерно столько же – 10% – шло на экспорт. Нижегородский НПЗ еще не заработал, и когда это произойдет, точно не ясно. Однако были сообщения, что это может случиться в мае или до конца июня. «В заявлении Новака можно найти аппаратную логику. Новаку важно было продемонстрировать успешную работу предыдущего состава правительства в перспективе переназначения. А сообщение о переизбытке на топливном рынке и возможной отмене запрета экспорта доказывает, что ситуация стабилизирована, а значит, правительство сработало успешно», – говорит Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности. Однако эксперт не исключает, что правительство заговорило об отмене запрета на бензин также на фоне того, что на рынок скоро должны вернуться из ремонтов Нижегородский НПЗ и ряд других заводов.
Плюс запускаются ряд других НПЗ, например Туапсинский НПЗ, который пострадал от атаки беспилотника», – рассуждает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. Переизбыток предложения, по его мнению, мог возникнуть из-за того, что в марте-апреле не было повышенного спроса на бензин: даже с учетом неработающего Нижегородского НПЗ излишки могли образоваться просто из-за того, что еще не начался автомобильный летний сезон. «Введенный в марте запрет на экспорт бензина позволил относительно быстро насытить внутренний рынок после внеплановой остановки некоторых НПЗ. Помог также рост импорта бензина из Белоруссии и использование уже имеющихся запасов топлива. Сейчас статистика показывает, что производство бензина достаточно быстро восстанавливается. Это подтверждается и соответствующим снижением оптовых цен на бензин», – говорит старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Филипп Мурадян. Цены на бензин продолжают снижаться на бирже. АИ-92 во вторник снизился на 0,87%, до 45 686 рублей за тонну. АИ-95 снизился на 0,20%, до 51 722 рубля за тонну. Если на рынке возникает ситуация, когда бензин некуда девать, то возникает необходимость либо сокращать объем переработки нефти, либо разрешать экспорт бензина. С одной стороны, переизбыток предложения бензина выгоден потребителям-автомобилистам, так как приводит к снижению цен на бензин на бирже и сдерживанию цен на заправках. Однако, с другой стороны, сильный профицит тоже может быть опасным. «Нефтяники не просто понесут убытки, а им придется перенастраивать свою работу НПЗ, если не будет новых атак и повреждений заводов и девать бензин будет некуда. А доходить до этого сценария никто на самом деле не хочет – ни сами нефтяники, ни власти. Потому что непонятно, насколько заводы закроются для перенастройки производства, все ли пройдет нормально, не пострадает ли выпуск других нефтепродуктов? Нефтяники понесут экономические потери, а значит, в итоге и государство. Поэтому проще снять запрет на экспорт бензина», – объясняет Игорь Юшков.
– объясняет Мурадян. Если действительно есть основания полагать, что может сформироваться серьезный переизбыток предложения, то власти поддержат предложение Минэнерго о снятии запрета. «Правительство опробовало инструмент введения запрета на экспорт еще в 2023 году и теперь наверняка будет им пользоваться регулярно по мере необходимости. Правительство и дальше будет мониторить ситуацию на топливном рынке. И если вдруг будет снова поврежден какой-то НПЗ и возникнет хотя бы только угроза возникновения дефицита, то правительство тут же вернет запрет на экспорт бензина», – полагает Юшков. Он не исключает, что в более отдаленной перспективе власти могут автоматизировать вопрос запрета или отмены запрета на экспорт топлива, привязав его к рыночным индикаторам, например к темпам роста стоимости бензина на бирже: если на бирже сильно подорожал бензин, то, значит, в следующем месяце вводится запрет экспорта. Как, например, сейчас, если топливо за месяц дорожает на 25%, то государство не выплачивает нефтяникам в рамках демпферного механизма, так как компании и так заработали на высоких ценах. Но пока этот вопрос с экспортом бензина будут решать в ручном режиме. Теги: бензин , ЛУКОЙЛ , цены на бензин , топливо , экспорт Постоянная ссылка на новость: |
Комментарии к новости
К сожалению, комментариев к данной новости еще никто не оставил.
Открытые вопросы
Ирина irinaroma Рома
Валерий Valakalam Валакаламский
Людмила qqqskqqq Сухарева









Минэнерго предлагает вернуть экспорт бензина, чтобы избежать его дефицита на нашем рынке, заявил вице-премьер Александр Новак. Притом вводили этот запрет с аналогичной целью – чтобы не допустить дефицита и следом роста цен. Как так получается, что для борьбы с дефицитом бензина нужен то запрет, то разрешение на его экспорт?