Обзор рынка крепких алкогольных напитков Вологодской области

В октябре-ноябре 2004 года в рамках омнибуса "Барометр – Вологодская область" Центр гуманитарных исследований и консультирования "Развитие" провел исследование особенностей потребления алкогольных напитков в наиболее крупных городах Вологодской области – Вологде и Череповце.

Репрезентативная по полу и возрасту выборка была сформирована по квотно-маршрутному методу. Сбор первичных данных осуществлялся с помощью личных интервью, в ходе которых в каждом из городов были опрошены по 400 респондентов в возрасте от 16 лет. Вологда и Череповец являются наиболее крупными городами Вологодской области, имеют практически равное количество жителей, однако при этом значительно отличаются по социально-демографическим характеристикам и социо-культурным особенностям населения. Поэтому в данной статье сделан особый акцент на потребительских предпочтениях жителей этих двух городов.

На рынке алкогольной продукции Вологодской области заметны следующие местные производители алкогольной продукции: ОАО "Вагрон", ЗАО "Завод сортовых водок" (г. Вологда), ОАО "Череповецкий ликероводочный завод" (г. Череповец), ОАО "Великоустюгский ликероводочный завод" (г. Великий Устюг), ОАО "Кадуйский винодельческий завод" (г. Кадуй) и Тотемское райпо (г. Тотьма) Из производителей, находящихся за пределами вологодской области, на местном рынке в последнее время наиболее активно действует ОАО "Исток" (г. Беслан, Северная Осетия).

Ведущие заводы – производители алкогольной продукции Вологодской области выпускают значительное число марок водки (табл. 1). При этом Завод сортовых водок и "Вагрон" выпускают марки, имеющие большое количество разновидностей. Так, брэнды "Застолье" (Завод сортовых водок) и "Жемчужина Севера" ("Вагрон") имеют по шесть разновидностей.

Предпочтения жителей г. Вологды по местным производителям водочной продукции не изменились; по сравнению с прошлым годом: лидирующие позиции занимает Завод сортовых водок – 40,27% респондентов (табл. 2). На втором и третьем месте по-прежнему располагаются ОАО "Великоустюгский ликероводочный завод" и ОАО "Вагрон".

Несколько иная картина наблюдается в Череповце: потребители города отдают предпочтение водке Череповецкого ЛВЗ – 60,22% потребителей, а продукция Завода сортовых водок занимает второе место – 17% опрошенных. ОАО "Великоустюгский ликероводочный завод" и ОАО "Вагрон" делят третье место.

Предпочтения жителей двух городов по маркам водки местного производства также существенно отличаются (табл. 3). В Вологде чаще всего выбирают марки "Федот Попов" (Великоустюгский ЛВЗ) – 21% опрошенных, "Застолье" – 16% (Завод сортовых водок), "Банкиръ", "Горицы" и "Жемчужина севера" – по 11,5% ("Вагрон").

В Череповце чаще всего пьют "Звезду Севера" ("Вагрон") и "Встречу" (Череповецкий ЛВЗ) – их предпочитают соответственно 29,58% и 23,24% горожан. При этом в Череповце большой популярностью также пользуются такие марки Череповецкого ЛВЗ, как "Белые ночи" – 19,72% и "Соборная горка" – 14,08%.

Необходимо отметить, что есть несколько марок, которые практически в равной мере популярны в обоих городах – это "Вагрон" и "Застолье".

Что касается предпочтений по видам алкогольных напитков, то жители Вологды практически в равной мере предпочитают водку и пиво – они пользуются спросом примерно у 36% респондентов (табл. 4). Далее по популярности следуют некрепленые (столовые) вина – такой ответ выбрали 27% опрошенных.

Предпочтения жителей Череповца несколько отличаются: на первое место потребители ставят пиво – его назвали 51% горожан. На втором и третьем месте располагаются водка и столовые вина – эти напитки пользуются спросом соответственно у 36 и 15% потребителей.

Жители обоих городов при выборе марки алкогольных напитков в первую очередь ориентируются на свой личный опыт, а также на опыт близких людей (табл. 5). Значительное число потребителей прислушивается к советам продавцов и обращает внимание на информацию, исходящую с телевизионного экрана.

В процессе опроса жителей обоих городов просили ответить на вопрос об их отношении к рекламе (табл. 6). Наибольшее число горожан в Вологде и Череповце относится к ней прагматично, то есть обращают внимание только на рекламу интересующей их продукции. Примерно четверть потребителей водки крайне негативно относятся к рекламе.

Согласно результатам исследования также выяснилось, что жители Череповца менее лояльно относятся к рекламе алкоголя в целом (48,35% по сравнению с 46,61% в Вологде), но более снисходительны по отношению к рекламе пива (табл. 7, 8).






Постоянная ссылка на статью: