Легко ли стать ПБОЮЛ?

Наш постоянный читатель и бывший бухгалтер Андрей МИХАЙЛОВ (фамилия изменена по просьбе автора) рассказал нам о том, как он зарегистрировался в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

«Московский бухгалтер» №10-2003

Решение зарегистрироваться в качестве ПБОЮЛ и оказывать услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета пришло ко мне после очередного вызова «на ковер» к главному бухгалтеру. Думал я об этом достаточно давно, но очередной нагоняй все решил окончательно.

За помощью я по наивности решил обратиться в налоговую инспекцию, благо расположена она в соседнем доме. Милая девушка в отделе налогообложения предпринимателей довольно вежливо «послала» меня в Московскую регистрационную палату.

В палате мне в первую очередь объяснили, что, так как ПБОЮЛ несет за свою деятельность ответственность, необходимо, чтобы по этой ответственности он мог отвечать без ограничения, то есть быть полностью дееспособным. Ну и ни в коем случае не зарегистрируют в качестве ПБОЮЛ госслужащего, сотрудника милиции, органов ФСБ, налоговой полиции или муниципального служащего. Не могут они заниматься бизнесом!

Выслушав все это и уверив сотрудника регистрационной палаты, что я не являюсь ни одним, ни другим, ни третьим, я попросил, чтобы мне объяснили мои дальнейшие действия. Поверив наконец в серьезность намерений, мне сообщили, какие документы я должен представить. Оказалось, что их не так много – заявление, бланк которого мне тут же и выдали, три черно-белые фотографии 3#4, паспорт и его ксерокопию. Также нужно заплатить регистрационный сбор и предъявить квитанцию. Еще от меня потребовали купить специальную Книгу учета доходов и расходов или на крайний случай сделать ее из обычной школьной тетради.

Пока я курил на лестнице и переваривал полученную информацию, ко мне подошел мужчина и вкрадчивым голосом предложил помочь в регистрации, уверив меня, что все будет «очень быстро и недорого». Но узнав, что недорого – это 200 долларов, я решил, что справлюсь с этой процедурой самостоятельно.

На следующий день я сфотографировался, заполнил бланк заявления, сделал ксерокопию паспорта, заплатил регистрационный сбор и отправился становиться предпринимателем. На удивление, в очереди было всего человек пять-шесть, документы у меня приняли довольно быстро и сказали через 10 дней явиться для получения свидетельства.

По наивности я решил, что все дело в шляпе, и уже планировал, как потрачу сэкономленные 200 долларов.

Действительно, свидетельство о государственной регистрации меня в качестве ПБОЮЛ я получил вовремя и даже без очереди. Но то, что я услышал после этого, повергло меня в легкий шок. Я-то думал, что на этом все, что можно положить полученную бумажку под подушку и спокойно работать. Ан нет! Мне разъяснили, что один экземпляр свидетельства нужно представить в налоговую инспекцию. А предварительно я должен встать там на учет!

Для этой вроде бы простой процедуры в ИМНС от меня потребовали кучу документов. Среди них были заявление на постановку на учет, оригинал свидетельства о регистрации, Книга учета доходов и расходов предпринимателя, трудовая книжка, копии свидетельств о рождении детей, копия свидетельства о браке. На сбор необходимых бумаг у меня ушло два дня, а затем мне выдали свидетельство о постановке на налоговый учет с указанием присвоенного индивидуального номера налогоплательщика (ИНН).

Потом налоговый инспектор объяснила, что кроме этого на учет надо встать в Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования. Причем, если я не сделаю это в установленный законом срок (10 дней), меня оштрафуют на 5000 рублей – вот они 200 долларов!

Под угрозой потери такой значительной суммы я решил не медлить и отправился в фонды. Документов им было нужно немало: заявление на регистрацию, паспорт и его ксерокопия, нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации в качестве ПБОЮЛ и нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на налоговый учет. В каждом фонде я получил на руки извещение страхователя.

Затем я заказал себе печать и открыл счет в банке. Причем счет мне было открывать не обязательно, это я уже «для себя». В банк нужно было отнести такие документы: заявление на открытие счета (бланк предоставил сам банк), нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации ПБОЮЛ и о постановке на учет в ИМНС, нотариально заверенную банковскую карточку с образцом подписи, справки из фондов о регистрации. Об открытии счета – сообщить в инспекцию.

Ну, в общем-то, и все. Если вы готовы повторить мой путь – добро пожаловать в ряды предпринимателей!

Дело за ПБОЮЛ

По предварительным подсчетам руководителя департамента регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России Сергея Дуканова, в Единый госреестр предпринимателей к концу 2004 года попадут сведения как минимум о 2,5 миллиона ПБОЮЛ. А это чуть больше половины от существующих, по сегодняшним данным, частных предпринимателей.

Напомним, что с 1 января по 31 декабря 2004 года все ПБОЮЛ должны пройти процедуру перерегистрации. Для этого им нужно будет подать в ИМНС по местожительству заявление, паспорт и платежку, удостоверяющую уплату госпошлины (предполагается, что она составит 400 руб.), а через пять дней лично или по почте получить регистрационное свидетельство.

Таким образом, если становиться предпринимателем вам не к спеху, лучше подождать до начала 2004 года (чтобы не проходить перерегистрацию). С другой стороны, уже существующим ПБОЮЛ, которые не хотят связываться с ликвидацией, можно подождать до 2005 года. Тогда их автоматически ликвидируют, и они смогут начать все сначала.

Впрочем, уже сейчас ясно, что регистрационных подводных камней предпринимателям все же не избежать. Например, ПБОЮЛ фактически лишены возможности отправлять сведения о себе в налоговую инспекцию по почте. Копии паспортов по нынешнему, еще советскому законодательству нотариусы заверять не могут. А вкладывать сам паспорт в почтовый конверт – опасно. Правда, Сергей Дуканов обнадежил предпринимателей тем, что осенью парламентарии должны рассмотреть законопроект, устраняющий эту досадную несправедливость.

Кроме того, г-н Дуканов сообщил, что с нового года заниматься предпринимательской деятельностью можно будет с 14 лет. Правда, только с письменного согласия своих родителей или попечителей. Впрочем, маловероятно, что с 2004 года все подростки страны массово уйдут в бизнес: поручившимся за них взрослым придется нести ответственность по всем обязательствам малолетнего бизнесмена. «Поэтому они должны взвешенно подойти к этому вопросу и могут не давать своему ребенку такого согласия», – считает Сергей Дуканов.

Кроме подростков ПБОЮЛ со следующего года смогут стать и иностранцы. Правда, только в том случае, если у них есть вид на жительство или разрешение на пребывание в нашей стране. При этом Сергей Дуканов подчеркнул, что государственная регистрация несовершеннолетних, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве индивидуальных предпринимателей будет осуществляться на общих основаниях – по местожительству граждан.

Также руководитель департамента напомнил: предприниматели, не успевшие до конца года подать сведения о себе, работать в 2005 году не смогут. «1 января 2005 года срок представления данных о ранее зарегистрированных предпринимателях завершается. С этой даты тот, кто не сообщил о себе в силу требований закона, утрачивает право быть индивидуальным предпринимателем», – подчеркнул Дуканов. Однако у этих ПБОЮЛ все равно остается возможность вернуть себе гордое звание предпринимателя. Для этого им нужно будет вновь зарегистрироваться.

Обронил Сергей Дуканов и еще одну, прямо-таки мистическую фразу: «Только смерть освободит ПБОЮЛ от обязанности вести предпринимательскую деятельность». А затем расшифровал: «Родственники умершего не могут претендовать на наследование его бизнеса. Если наследники захотят продолжить дело, им придется самим зарегистрироваться в качестве предпринимателей в налоговой инспекции».
Статья получена: Клерк.Ру




Постоянная ссылка на статью: