Бухгалтерская отчетность при реорганизации фирмы

Все фирмы, которые создаются или ликвидируются путем реорганизации, со следующего года должны формировать свою отчетность по новым правилам. О них вы узнаете из нашей статьи.

Т.А. Евдокимова, эксперт АГ «РАДА»

С 1 января 2004 года бухгалтерскую отчетность при реорганизации фирмы нужно составлять в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 20 мая 2003 г. № 44н. Они предназначены для всех случаев реорганизации, кроме приватизации государственных и муниципальных учреждений.

Принять решение о реорганизации могут как учредители фирмы, так и суд. Об этом сказано в статье 57 Гражданского кодекса. Здесь же перечислены и возможные формы реорганизации: разделение, выделение, слияние, присоединение и преобразование (изменение организационно-правовой формы).

Документы о реорганизации

Реорганизацию фирмы нужно подтвердить документально. Для этого необходимо оформить учредительные документы новой фирмы, решение о реорганизации или договор о слиянии (присоединении), а также передаточный акт (разделительный баланс).

Решение о реорганизации фирмы должно включать следующие сведения:

– в какие сроки будет проводиться инвентаризация имущества и обязательств;

– каким из возможных способов будут оцениваться передаваемые или принимаемые имущество и обязательства;

– кто будет отвечать по обязательствам, если они возникнут во время деятельности реорганизуемой фирмы, но уже после того, как будет утвержден передаточный акт (разделительный баланс);

– каким будет уставный капитал фирм после реорганизации;

– как будет распределена чистая прибыль реорганизуемых фирм.

При слиянии, присоединении и преобразовании фирмы составляется передаточный акт. При выделении из фирмы ее части и при разделении оформляется разделительный баланс. Обычно дата этих документов совпадает с датой составления годовой (промежуточной) бухгалтерской отчетности. Это делается для удобства.

Приложениями к передаточному акту или разделительному балансу являются:

– акты инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемых фирм;

бухгалтерская отчетность реорганизуемых фирм;

– документы по передаваемым основным средствам, товарно-материальным ценностям и другому имуществу;

– расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности вместе с уведомлениями партнерам фирмы о ее реорганизации;

– справки о том, что записи о реорганизации внесены в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Способы оценки имущества и обязательств

Учредители фирмы должны указать в решении о реорганизации, каким способом будут оцениваться ее имущество и обязательства.

Для оценки имущества можно использовать один из следующих способов: по остаточной или текущей рыночной стоимости, по фактической стоимости материально-производственных запасов, по первоначальной стоимости финансовых вложений и т. д.

Рассчитанная одним из этих способов стоимость имущества указывается в передаточном акте (разделительном балансе) фирмы.

Кредиторская задолженность определяется по данным бухгалтерского учета. Она может быть увеличена на сумму убытков, полученных кредиторами в связи с реорганизацией фирмы.

Стоимость подлежащих выкупу акций должна быть не ниже их текущей рыночной стоимости. Из-за этого в учете может возникнуть разница между их номинальной стоимостью и ценой выкупа. Ее нужно включить в состав операционных доходов (расходов) фирмы.

Заключительная отчетность

Реорганизуемые фирмы составляют заключительную бухгалтерскую отчетность. В нее входят такие же формы, как и в годовую отчетность: баланс, Отчет о прибылях и убытках и приложения к ним. Бланки этих документов утверждены приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н. К ним нужно приложить пояснительную записку и заключение аудиторов, в тех случаях, когда этого требует пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В случае слияния, разделения или преобразования заключительная бухгалтерская отчетность должна быть сформирована по состоянию на день, предшествующий дате внесения записи о возникших фирмах в ЕГРЮЛ. А при реорганизации в форме присоединения – на дату ликвидации последней из присоединяемых фирм.

Перед составлением отчетности в бухгалтерском учете реорганизуемой фирмы должен быть закрыт счет 99 «Прибыли и убытки». Для этого необходимо сделать проводки:

Дебет 99 Кредит 84

– отражена чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года

или

Дебет 84 Кредит 99

– отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

Чистую прибыль учредители новой фирмы направляют на цели, которые они указали в решении или договоре о реорганизации.

Фирмы, которые не ликвидируются при реорганизации, не сдают заключительную отчетность. Это бывает в тех случаях, когда к одной фирме присоединяется другая или из фирмы выделяется ее часть.

Обычно государственная регистрация новой фирмы происходит гораздо позже того времени, когда был составлен передаточный акт (разделительный баланс). В течение этого времени реорганизуемая фирма может продолжать свою деятельность: продавать товары, рассчитываться с кредиторами, платить зарплату сотрудникам и т. д. Возникающие в течение этого времени расходы следует отразить в заключительной отчетности не вновь образованной, а реорганизуемой фирмы. Так как в этот период она должна сдавать отчетность, данные передаточного акта будут отличаться от данных бухгалтерской отчетности. Все возникшие изменения нужно расшифровать в пояснительной записке или в уточнениях к передаточному акту фирмы.

Обратим внимание, что расходы, связанные с реорганизацией, относятся к внереализационным. В Отчете о прибылях и убытках их следует отразить отдельной строкой.

В прикладываемой к заключительной отчетности пояснительной записке нужно перечислить документы о передаче имущества, о закрытии или переоформлении счетов, справки о том, что фирма снята с учета в налоговой инспекции, Пенсионном фонде и т. д., а также указать причины ее реорганизации.

Вступительная отчетность

Вступительная отчетность новой фирмы формируется на основании передаточного акта (разделительного баланса) и заключительной отчетности реорганизованных предприятий. Причем началом отчетного периода для нее будет считаться день ее государственной регистрации.

Фирма, возникшая в результате реорганизации, должна заново рассчитать сумму амортизации полученного имущества независимо от того, каким способом ее начисляли до этого. Новую сумму износа считают исходя из срока полезного использования имущества и выбранного способа начисления амортизации.

Учредители вновь образованной фирмы должны определить размер ее уставного капитала. Для этого они принимают решение о порядке конвертации акций (обмена паев или долей) ликвидируемых предприятий – в акции (на доли или паи) вновь созданных фирм.

Пример

ЗАО «Проект» и ЗАО «Эра» 24 ноября 2003 года заключили договор о присоединении. Уставный капитал «Проекта» (основного общества) равен 70 000 руб., а «Эры» (присоединяемого общества) – 20 000 руб. Образованный в результате присоединения уставный капитал «Проекта» составил 90 000 руб. (70 000 + 20 000). В договоре о присоединении была сделана такая запись:

–конец примера–

Размер нового уставного капитала нужно указать во вступительной отчетности. Он может быть больше или меньше суммы уставных капиталов реорганизованных предприятий. Возникшую разницу следует отнести на нераспределенную прибыль фирмы.

Уставный капитал вновь образованной фирмы может не совпасть с величиной ее чистых активов. Если он окажется меньше, чем величина чистых активов в результате конвертации (обмена) акций, то во вступительном балансе разница отражается в качестве добавочного капитала. А во всех остальных случаях сумма превышения отражается по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Если же размер уставного капитала окажется больше чистых активов, такая разница отражается по строке «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в круглых скобках. При этом в бухгалтерском учете никаких записей делать не нужно.

Пример

ЗАО «Иволга» образовалось 10 ноября 2003 года в результате слияния двух акционерных обществ. Уставный капитал одного из них составлял 110 000 руб., второго – 140 000 руб. После слияния уставный капитал новой фирмы составил 250 000 руб. (110 000 + 140 000). Он был образован в результате конвертации акций.

Чистые активы вновь созданной фирмы равны 320 000 руб. Разницу в размере 70 000 руб. (320 000 – 250 000) бухгалтер «Иволги» отразил во вступительной отчетности фирмы по строке 420 «Добавочный капитал» баланса. Нераспределенная прибыль новой фирмы составила 30 000 руб. Раздел III баланса за 2003 год бухгалтер «Иволги» заполнил так:

ПАССИВ

Код показателя

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

1

2

3

4

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал

410

250

Собственные акции, выкупленные у акционеров

Добавочный капитал

420

70

Резервный капитал

430

в том числе:

резервы, образованные в соответствии с законодательством

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

470

30

ИТОГО по разделу III

490

350

–конец примера–








Постоянная ссылка на статью: