Оформить передачу офисных продуктов работникам можно одним счетом-фактурой

Если ваша фирма безвозмездно предоставляет сотрудникам чай, кофе, сахар и другие продукты, вы должны начислить НДС и выставить счет-фактуру. Минфин России разъяснил, как это сделать.

Письмо Министерства финансов РФ от 05.07.07 № 03-07-11/212

НАДО ЗАПЛАТИТЬ НДС...

Если работники бесплатно (за счет компании) пользуются офисными продуктами, вы должны исчислить и заплатить НДС. Причем сделать это надо даже в том случае, если фирма приобретает продукты за счет чистой прибыли.

Подобные угощения чиновники считают безвозмездной передачей товаров, то есть реализацией, облагаемой НДС.

Поскольку передача товаров безвозмездная, то НДС следует исчислять с рыночной стоимости продуктов (п. 2 ст. 154 НК РФ). Налоговики, конечно, будут ориентироваться на те цены, по которым эти продукты были приобретены.

ПРИМЕР РАСЧЕТА НДС

5 июля 2007 года ООО «Рубикон» приобрело и безвозмездно передало своим работникам 5 банок кофе по цене 70 руб. на общую сумму 350 руб. без НДС и 413 руб. с учетом НДС.

В декларации по НДС за август 2007 года ООО «Рубикон» отразит операции по безвозмездной реализации кофе своим работникам и исчислит НДС с его рыночной стоимости. За рыночную стоимость кофе лучше принять цену его приобретения - 350 руб.

Следовательно, сумма налога, которую ООО «Рубикон» должно перечислить в бюджет, составит 63 руб. (350 руб. х 18%).

...И ВЫСТАВИТЬ СЧЕТ-ФАКТУРУ

Поскольку произошла безвозмездная реализация, компания должна выставить счет-фактуру. Но на стороне «покупателя» может быть множество работников. А значит, возникает вопрос: надо ли выставлять счет-фактуру на каждого работника?

Если да, то как определить в каждом из таких счетов-фактур стоимость продуктов? Если нет, то как оформить строки, в которых отражены данные о покупателе и грузополучателе?

В комментируемом письме Минфин России ответил на эти вопросы.

Выставляете один счет-фактуру

Вам нужно выставить только один счет-фактуру на цену всех переданных сотрудникам офисных продуктов.

Этот вывод логичен по двум причинам.

Во-первых, в счете-фактуре должна быть указана сумма НДС. Но выделить НДС, не зная цены товара, невозможно. А как узнать цену продуктов, которые потребляет каждый из работников?

Во-вторых, работники не являются плательщиками НДС. Поэтому счета-фактуры им просто не нужны. Работодателю же нужен только один - выставленный им счет-фактура.

Вывод Минфина России распространяется и на те случаи, когда фирма распределяет офисные продукты по своим обособленным подразделениям.

Таким образом, вам надо составить, зарегистрировать в книге продаж и подшить в журнал выставленных счетов-фактур только один счет-фактуру.

Сделать это нужно обязательно. Ведь в противном случае фирме грозит штраф в 5000 руб. по пункту 1 статьи 120 НК РФ («Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»).

В «проблемных» строках ставите прочерки

Остается выяснить, как заполнять строки счета-фактуры, в которых надо отражать данные о покупателе и грузополучателе. Минфин России разъяснил: в них надо ставить прочерки.

Таким образом, при оформлении счета-фактуры проставляйте прочерки в следующих строках:
- строка 4 - «Грузополучатель и его адрес»;
- строка 6 - «Покупатель»;
- строка 6а - «Адрес»;
- строка 6б - «ИНН/КПП покупателя».

Как сказано в комментируемом письме, такой порядок заполнения счета-фактуры полностью соответствует Правилам ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (Утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914; в новой редакции опубликованы в «ДК» № 11, 2006).

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ СЧЕТА-ФАКТУРЫ

Воспользуемся данными предыдущего примера.

В течение пяти дней после передачи кофе ООО «Рубикон» выставит один счет-фактуру, зарегистрирует его в книге продаж и подошьет в журнал выставленных счетов-фактур.

Предположим, что общество не передавало своим сотрудникам никаких других продуктов, кроме кофе. Тогда его бухгалтер заполнит счет-фактуру так, как это показано в примере заполнения.

МНЕНИЕ КОЛЛЕГ

Согласны ли вы с разъяснениями Минфина России и станете ли применять их на практике?

М.В. Артюшенкова, главный бухгалтер ООО «СД-Максимум» (г. Москва):
- Для сотрудников нашего офиса мы закупаем чай, кофе, сахар и другие продукты. Затраты на их покупку мы списываем за счет чистой прибыли. Поскольку представительские расходы у нас не очень велики, то во избежание претензий налоговых органов согласно новым разъяснениям Минфина России нам придется облагать их передачу НДС и выставлять счет-фактуру.







Постоянная ссылка на статью: