Организация выполняет реставрационные работы на объектах, находящихся под охраной государства, что позволяет применять льготу по налогу на добавленную стоимость. Одновременно проводятся и общестроительные работы. Облагаются ли такие работы, проводимые при реставрации, НДС?

Как правильно составить договоры, сметы, формы № КС-2 и № КС-3? Нужно ли в них выделять «льготируемые» и общестроительные работы? Облагаются ли НДС работы по созданию копий памятников истории и культуры? Ответы - в нашей статье.

Освобождение от налогообложения
Сначала разберемся с применением льготы. Статьей 149 Налогового кодекса РФ (подп. 15 п. 2) предусмотрено, что выполнение, а также передача, реализация работ, производимых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, не подлежит обложению НДС. Однако применяется данная норма лишь при соблюдении ряда условий:
- реставрируемый объект имеет необходимый статус (памятника);
- у организации есть соответствующая лицензия;
- работы относятся к ремонтно-реставрационным, консервационным или восстановительным.
Расскажем о перечисленных условиях подробнее.

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ ОТНОСЯТСЯ К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено определение понятия «памятники истории и культуры, охраняемые государством». Следовательно, в силу статьи 11 главного налогового документа нужно использовать понятия, применяемые в иных отраслях законодательства. В частности, следует обратиться к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно статье 3 данного закона, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и т. д.

В нашей стране ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Их собственникам выдаются специальные паспорта, в которые вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта, и иные сведения, содержащиеся в реестре (п. 1 ст. 21 закона № 73-ФЗ).

Перечень памятников истории и культуры федерального значения утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176. Перечень памятников иных категорий утверждается региональным (местным) законодательством. Работы по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Им же согласовывается документация на проведение указанных работ и осуществляется контроль (п. 1 ст. 45 закона № 73-ФЗ). Для федеральных объектов разрешение и задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами. Для региональных и местных объектов - в порядке, установленном законами субъектов РФ.

ЛЬГОТА ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ЛИЦЕНЗИИ
Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежит лицензированию. Поэтому строительная компания, проводящая реставрационные работы, для применения льготы по НДС должна иметь соответствующую лицензию (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Порядок лицензирования определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 117 в Положении о лицензировании. Лицензирование деятельности по реставрации осуществляет Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (п. 2 Положения).

КАКИЕ РАБОТЫ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ НДС
Состав «льготных» работ. Освобождаются от налогообложения ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы.

Исключение составляют археологические и земляные работы в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений, строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений и некоторые другие (подп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Однако применение нормы на практике вызывает вопросы по поводу отнесения тех или иных работ к «льготному» составу. В том числе - облагаются ли НДС общестроительные работы, которые проводятся при реставрации?

Разъяснения Минфина. Финансисты неоднократно давали пояснения. Так, в письме от 11 января 2008 г. № 03-07-07/01 было указано на то, что при определении перечня работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ. В статьях 42, 43 этого закона даны соответствующие определения.

Позже (в письме от 18 ноября 2008 г. № 03-07- 07/125) чиновники добавили, что функции по контролю и надзору в области охраны культурного наследия постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 407 возложены на Росохранкультуру. Туда и следует обращаться для решения вопроса об отнесении конкретных работ к ремонтно-реставрационным.

Отметим, что, согласно формулировке статьи 40 закона № 73-ФЗ, «приспособление объекта культурного наследия для современного использования» включено в состав ремонтно-реставрационных работ. Однако налоговики считают, что эти работы являются самостоятельным видом работ, не отнесенным к ремонту, реставрации или консервации. И на этом основании делают вывод, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не освобождается от НДС.

Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 17 мая 2007 г. № 03-07-11/136. Согласимся, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не является ремонтом, реставрацией или консервацией памятника. Но тем не менее относится к ремонтно-реставрационным работам согласно статье 40 закона № 73-ФЗ.

Как поступить? Итак, исходя из вышеизложенного, считаем, что при квалификации работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ. Поскольку, как было отмечено выше, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом, то, по мнению автора, можно сделать такой вывод. Если общестроительные работы проводятся в рамках ремонтно-реставрационных работ по разрешению уполномоченного органа, то данные работы подлежат льготированию на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Данную точку зрения косвенно подтверждает постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2006 г. по делу № А56-12260/2006.

Если же организация выполняет общестроительные работы на других объектах или эти работы выходят за рамки письменного разрешения уполномоченного органа, то на такие работы льгота по НДС не распространяется.

Оформление документации
Законодательством порядок заключения договоров по облагаемым и не облагаемым НДС работам не регламентируется. Если есть такая возможность, то, разумеется, лучше заключить разные договоры. Это будет удобнее и для учета, и для налогообложения. Но заключение различных договоров на работы, которые ведутся на одном объекте, может оказаться неудобным в хозяйственной деятельности. Тогда строительной организации придется разработать систему, позволяющую вести раздельный учет, исходя из общих документов.

В СМЕТЕ НУЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВСЕ ЗАТРАТЫ
При составлении сметной документации необходимо учесть, что даже для выполнения работ, освобожденных от НДС, в сметную стоимость нужно заложить стоимость приобретаемых материалов с учетом налога. Кроме того, если отдельные виды работ планируется выполнять с привлечением субподрядчиков, стоимость таких работ включается в смету также с учетом НДС. Если этого не сделать, организации придется либо дополнительно согласовывать удорожание работ, либо терпеть убытки.

«РАЗДЕЛЕНИЕ» РАБОТ В ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ
Подробных разъяснений по поводу отражения НДС в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) «Указания по применению и заполнению форм...» не содержат.

Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 1 ноября 1999 г. № 100

В справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) по строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС; отдельной строкой указывается сумма НДС; по строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС. При одновременном выполнении на одном и том же объекте по единому договору работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, автор рекомендует составлять на них отдельные акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Если сделать это не представляется возможным, то для разделения работ к акту необходимо будет приложить соответствующую «расшифровку» с указанием наименования и стоимости тех и других работ (для ее составления потребуется привлечение специалистов производственно-технической службы). В справке № КС-3 стоимость облагаемых и необлагаемых работ следует отразить в отдельных строках. Их сумма затем вписывается в строку «Итого». А вот сумма НДС в справке № КС-3 указывается только со стоимости работ, облагаемых НДС. Соответственно в строке «Всего с учетом НДС» будет учтена полная стоимость выполненных работ и «нужная» сумма НДС.

Ведение раздельного учета
При выполнении работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, строительная компания должна организовать раздельный учет операций. Таково требование Налогового кодекса РФ (п. 4
ст. 149).

Для этого целесообразно открыть отдельные субсчета к счетам, используемым для отражения соответствующих операций (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 10 «Материалы»,
19 «НДС по приобретенным ценностям» и т. д.).

Если организация для выполнения ремонтно-реставрационных работ, освобожденных от налогообложения, приобрела материалы (работы, услуги и т. д.) с НДС, то сумму налога она должна учитывать в стоимости таких товаров (работ, услуг и т. д.).

Если заранее неизвестно, для какого из видов деятельности приобретены те или иные стройматериалы, то «входной» НДС, отраженный на счете 19, остается на этом счете до тех пор, пока не определится его судьба. При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, не облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам включается в их стоимость:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 19
- учтен «входной» НДС в стоимости материалов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
- списана стоимость материалов (с НДС).

При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам принимается к вычету в общем порядке:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- принят к вычету НДС.

Если «входной» НДС разделить невозможно, его распределение производится расчетным путем. При этом суммы НДС принимаются к вычету либо учитываются в стоимости строительных работ пропорционально стоимости облагаемых и не облагаемых налогом работ. Эта пропорция определяется исходя из доли выручки по соответствующему виду деятельности в общей сумме выручки организации за налоговый период (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Порядок распределения отражается в учетной политике.

Налогообложение работ по созданию копий памятников
Что касается обложения НДС работ по созданию копий памятников истории и культуры, то здесь случай особый. С одной стороны, в статье 47 закона № 73-ФЗ указано, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

С другой стороны, в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ четко указаны виды работ, на которые льгота не распространяется. В их числе - строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений. Поскольку есть прямое указание в налоговом законодательстве, обращение к другим законодательным нормам смысла не имеет. Следовательно, работы по воссозданию (созданию копий) памятников истории и культуры облагаются НДС.

 

Автор: В. Осипян
Журнал "Учет в строительстве"



Постоянная ссылка на статью: