Минфин России изменил позицию по вопросу применения амортизационной премии в отношении имущества, которое является предметом договора лизинга. Опубликованное разъяснение подтверждает, что при приобретении основных средств лизингодатели вправе списывать на расходы амортизационную премию. Что же касается лизингополучателей, то им по-прежнему не позволяют начислять амортизационную премию по взятому в лизинг имуществу.

Письмо Министерства финансов РФ от 10.03.09 № 03-03-05/34

МИНФИН ПРИЗНАЛ ОШИБОЧНОСТЬ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ

Лизингодатели получили положительный ответ на вопрос, бывший поводом для многочисленных споров: можно ли списать на расходы амортизационную премию по основным средствам, приобретенным в рамках договора лизинга? Специалисты Минфина России наконец-то согласились с тем, что лизингодатель имеет полное право единовременно отражать в составе расходов 10 процентов первоначальной стоимости объектов (30 процентов по основным средствам, которые относятся к третьей-седьмой амортизационным группам). Ранее финансовое ведомство было категорически против такого подхода (см. справку «Почему компании не могли без проблем учесть амортизационную премию»).

Правда, в отношении основных средств, которые переданы на баланс лизингополучателя, запрет на применение лизингодателем амортизационной премии по-прежнему действует. Такая точка зрения вполне справедлива. Ведь в указанной ситуации имущество не является для лизингодателя амортизируемым. Следовательно, не выполняется одно из условий применения амортизационной премии (п. 3 ст. 272 НК РФ).

ТРИ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЗИНГОДАТЕЛЯМ

Специалисты финансового ведомства напомнили лизингодателям о трех условиях, которые нужно соблюдать при использовании амортизационной премии.

Во-первых, применение амортизационной премии в отношении имущества, составляющего предмет договора лизинга, должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения прибыли. Заметим, что такое требование не соответствует налоговому законодательству и прописывать в учетной политике возможность использования амортизационной премии не обязательно. В судебной практике есть решения, в которых арбитры согласны с таким подходом (Например, постановление ФАС Уральского округа от 17.06.08 № А60-32820/07). Но если вы хотите избежать возможных споров, лучше закрепить в учетной политике вариант начисления амортизационной премии.

Во-вторых, Минфин России отметил, что амортизационная премия не может быть начислена по основным средствам, если компания уже начала их амортизировать.

В-третьих, если лизингодатель применит амортизационную премию в отношении капитальных вложений в предмет лизинга, при реализации такого имущества ранее чем по истечении пяти лет с момента введения его в эксплуатацию сумму амортизационной премии нужно восстановить. Данное правило установлено в пункте 9 статьи 258 НК РФ и действует с этого года.

ДЛЯ ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЕЙ СИТУАЦИЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ НЕ СТОЛЬ БЛАГОПРИЯТНО

Минфин России по-прежнему утверждает, что при получении лизингового имущества компании не могут воспользоваться амортизационной премией. С такой позицией можно поспорить.

В рассматриваемой ситуации такое имущество является для лизингополучателя основным средством (п. 2 ст. 259.3 НК РФ). Ведь оно используется исключительно в деятельности, направленной на получение дохода (ст. 666 Гражданского кодекса РФ).

Осталось понять, выполняется ли в отношении лизингополучателя условие об осуществлении капитальных вложений в лизинговое имущество. Определения капвложений НК РФ не содержит. Минфин России предлагает использовать определение, данное в статье 1 Федерального закона от 25.02.99 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ст. 11 НК РФ). Так, под капвложениями следует понимать инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

По договору лизинга компания получает право владения и пользования предметом лизинга. За это организация перечисляет лизинговые платежи. Таким образом, можно говорить о том, что компания приобретает по договору лизинга на определенный период основные средства на праве владения и пользования. Соответственно она несет затраты на приобретение предмета лизинга в виде лизинговых платежей. То есть лизингополучатель в указанной ситуации осуществляет капитальные вложения (ст. 2 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).

Кроме того, если следовать позиции Минфина России, то получается, что в случае учета ОС на балансе лизингополучателя амортизационной премией не сможет воспользоваться ни одна из сторон договора лизинга. Налицо дискриминация налогоплательщиков по условию заключенной между ними сделки об учете предмета лизинга (ст. 3 НК РФ).

Однако на сегодняшний день судебная практика по рассматриваемому вопросу отсутствует. Поэтому лизингополучателю, прежде чем вступать в спор с проверяющими, необходимо соотнести возможные риски и цену вопроса.

ПОЧЕМУ КОМПАНИИ НЕ МОГЛИ БЕЗ ПРОБЛЕМ УЧЕСТЬ АМОРТИЗАЦИОННУЮ ПРЕМИЮ

Долгое время Минфин России считал, что имущество, приобретенное для передачи в лизинг и числящееся на балансе организации-лизингодателя на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», не может рассматриваться для целей налогообложения прибыли как капитальные вложения. Соответственно такие компании не могут воспользоваться амортизационной премией по лизинговому имуществу (письмо от 06.05.06 № 03-03-04/2/132). Основным доводом было то, что лизинговое имущество в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражается не на счете 01 «Основные средства», а на счете 03.

Несостоятельность подобной аргументации очевидна. Дело в том, что для применения амортизационной премии компания обязана выполнить следующее условие. Расходы на капитальные вложения должны осуществляться в амортизируемые основные средства (п. 9 ст. 258, п. 3 ст. 272 НК РФ). При этом глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ содержит собственное определение понятия «основное средство», которым и нужно руководствоваться для целей налогообложения прибыли. А согласно ему, лизинговое имущество стоимостью более 20 тыс. руб. является основным средством.

Кроме того, ссылка Минфина России на нормы бухучета некорректна еще и потому, что с 2006 года ПБУ 6/01 «Учет основных средств» признает лизинговое имущество основным средством. Даже несмотря на то что оно отражается на счете 03 (п. 5 ПБУ 6/01, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.07 № А33-5298/07-Ф02-8011/07).

На стороне налогоплательщиков была и арбитражная практика (постановление ФАС Уральского округа от 14.06.07 № Ф09-4482/07-С3).

 

Автор: И. Антоненко
Журнал "Документы и комментарии"



Постоянная ссылка на статью: