Открытие иностранного представительства

Материал предоставлен Аудиторско-консалтинговой группой «АРНИ»/

Процедура открытия иностранного представительства регламентирована постановкой на налоговый учет по месту осуществления деятельности. Порядок постановки на учет и снятия с него в налоговых органах РФ указан в Приказе МНС РФ от 07.04.2000г № АП-3-06/124.

Евгений Ситников

В разделе 2 этого Положения дословно указано:

«2.1. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения (далее именуемые - "отделения").

2.1.1. В случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

В случае, если такой период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году, то учет такой организации осуществляется в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.

2.1.1.1. Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

При постановке на учет в налоговый орган представляются следующие документы:

- Заявление о постановке на учет по форме 2001И;

- легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;

- справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);

- решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

- доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

2.1.1.2. Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет.

Если иностранная организация уже состоит на учете в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

- Заявление о постановке на учет по форме 2001И;

- решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

- доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;

- копию Свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет в соответствии с пунктом 2.1.1.1 настоящего Положения, заверенную в установленном порядке.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

2.1.1.3. Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территории, подконтрольной одному налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций. В этом случае иностранная организация обязана информировать налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления Сообщения по форме 2301И.

Налоговый орган в течение пяти дней с момента получения Сообщения от иностранной организации выдает ей Информационное письмо по форме 2201И с указанием соответствующего КПП.

2.1.2. Отделение иностранной организации может быть создано филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории другого иностранного государства.

В этом случае в налоговый орган представляются документы, перечисленные в пунктах 2.1.1.1 и 2.1.1.2 настоящего Положения, а также решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала, решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации и сведения о филиале иностранной организации в соответствии с приложением N 3 к Заявлению о постановке на учет по форме 2001И.

При постановке на учет налоговый орган выдает Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

2.2. Постановка на учет дипломатических представительств.

При постановке на учет дипломатические представительства направляют в налоговый орган следующие документы:

- Заявление о постановке на учет по форме 2003Д;

- для представительств, иных, чем посольства и консульства, - документы, подтверждающие соответствующий статус представительства.

При постановке на учет налоговый орган выдает дипломатическому представительству Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

2.3. Постановка на учет международных организаций.

При постановке на учет международные организации направляют в налоговый орган следующие документы:

- Заявление о постановке на учет по форме 2002М;

- надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в Российской Федерации).

При постановке на учет налоговый орган выдает международной организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

2.4. Постановка на учет иностранных и международных организаций, имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской Федерации.

2.4.1. Постановке на учет подлежат иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства (в том числе ввезенные ими на территорию Российской Федерации), принадлежащие им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения.

2.4.2. Иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество, за исключением транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту нахождения вышеназванного имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций.

Иностранные и международные организации, имеющие транспортные средства, в том числе транспортные средства, относящиеся к недвижимому имуществу в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации этих транспортных средств.

2.4.3. При постановке на учет в налоговый орган представляются следующие документы:

- Заявление о постановке на учет по форме 2004ИМ;

- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;

- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или права владения и (или) пользования и (или) распоряжения;

- легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.

Заявление иностранной (международной) организации о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в Российской Федерации права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию Российской Федерации, а в случае отсутствия установленного законодательством требования о такой регистрации - в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

2.4.4. Иностранная (международная) организация может иметь недвижимое имущество и транспортные средства, находящиеся на территории, подконтрольной налоговому органу, в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения (представительства международной организации), и относящиеся к этому отделению (представительству международной организации). В этом случае иностранная (международная) организация обязана информировать налоговый орган о таком имуществе путем направления Сообщения по форме 2302ИМ.

Налоговый орган в течение пяти дней с момента получения Сообщения от иностранной и международной организации выдает ей Информационное письмо по форме 2202ИМ с указанием соответствующего КПП.

2.4.5. Иностранная (международная) организация может иметь недвижимое имущество и транспортные средства, находящиеся на территории, подконтрольной налоговому органу, иному, чем налоговый орган, в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения (представительства международной организации), и относящиеся к этому отделению (представительству международной организации). В этом случае иностранная (международная) организация обязана информировать каждый из упомянутых налоговых органов о таком имуществе путем направления Сообщения по форме 2302ИМ.

Налоговый орган по месту нахождения имущества иностранной (международной) организации в течение пяти дней с момента получения Сообщения от этой организации выдает ей Информационное письмо по форме 2202ИМ с указанием соответствующего КПП.

2.4.6. В случае, если иностранная (международная) организация осуществляет деятельность в Российской Федерации через отделение (представительство международной организации) и у нее имеется недвижимое имущество или транспортные средства на территории Российской Федерации, не относящиеся к этому отделению (представительству международной организации), то постановка на учет иностранной (международной) организации в связи с наличием указанного имущества осуществляется в соответствии с пунктом 2.4.3 настоящего Положения в налоговом органе, осуществляющем учет указанных организаций, по месту нахождения такого имущества».

2. Налоговые обязательства.

Как следует из Вашего устного запроса, иностранное представительство не будет осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Поэтому такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства. И вот почему:

в п. 4 Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 перечислены виды деятельности подготовительного или вспомогательного характера, которые не рассматриваются как осуществляемые через постоянное представительство.

Согласно нормам п. 4 ст. 306 НК РФ факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации; содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Что из этого следует?

1. НДФЛ.

Согласно п.1 ст.24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Пунктом 1 ст.226 НК РФ установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 ст.226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Следовательно, обязанностей по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц с сумм заработной платы персонала представительства у иностранной организации возникать не будет.

В таких случаях обязанность по уплате налога на доходы физических лиц возникает у самих сотрудников представительства (13%).

(Письмо Минфина РФ от 20.11.2006г № 03-08-05, Письмо Минфина РФ от 09.07.2004г № 03-05-06/180)

2. Налог на прибыль.

Согласно ст.246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций в том числе признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Следовательно, Ваше представительство не будет являться плательщиком данного налога.

3. ЕСН.

В соответствии со ст.235 НК РФ плательщиками единого социального налога являются организации, производящие выплаты физическим лицам.

Пунктом 2 ст.11 НК РФ определено, что организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Таким образом, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через любые обособленные подразделения, в том числе через подразделения, деятельность которых не приводит к образованию постоянного представительства, являются плательщиками единого социального налога.

(Письмо Минфина РФ от 09.07.2004г № 03-05-06/180)

Статьей 236 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ), а также по авторским договорам. Ставка налога – 26% (ст.241 НК РФ)

Кроме того, следует учесть, что согласно п.2 ст.243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

4. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

Таким образом, российский гражданин, работающий в представительстве иностранной организации в Российской Федерации, является застрахованным лицом по обязательному пенсионному страхованию и на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлен 14% тариф страхового взноса.

В соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.

II.Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Общество создается иностранной организацией и физическим лицом, при этом доля участия иностранной организации не должна составлять более 25 процентов (это условие необходимо для применения упрощенной системы налогообложения). Размер уставного капитала общества должен составлять не менее 10 000 руб.

После регистрации подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (сокращенно УСН) в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В качестве объекта налогообложения выбрать доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка устанавливается в размере 15%) или доходы (налоговая ставка устанавливается в размере 6%).

В дальнейшем между образованным ООО и иностранной организацией заключается агентский договор на оказание услуг. Для ООО доходом будет агентское вознаграждение. В случае если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога (для объекта налогообложения доходы минус расходы) будет меньше суммы исчисленного минимального налога (1% от агентского вознаграждения), будет уплачиваться минимальный налог, т.е. 1% от агентского вознаграждения.

Налоговые обязательства.

Согласно п.2 ст.346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности:

1. по уплате налога на прибыль организаций

2. налога на имущество организаций

3. единого социального налога

4. налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Производят уплату:

1. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах (в том числе являются налоговыми агентами по НДФЛ).

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Согласно ст.346.26 НК РФ уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении только определенных видов предпринимательской деятельности в отличие от УСН.

В соответствии со ст.346.29 НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода (ст.346.31 НК РФ).

Справочно: средняя заработная плата бухгалтера в г.Москве колеблется от $500 до $1500 в зависимости от объема работ и выполняемой функции.

Оптимизация по НДС, налог на прибыль

Можно построить деятельность предприятия на основе переработки давальческого сырья. Выглядит эта схема так:

юридическое лицо, назовем его ООО «Торговый Дом», передает Вашему предприятию для переработки сырье. После его переработки, готовая продукция возвращается обратно ООО «Торговый Дом». Данная схема взаимоотношений оформляется договором толлинга, который еще называют «давальческим договором». По данному договору:

1. ООО «Торговый Дом» выступает в качестве «Давальца», а Ваше предприятие в качестве «Переработчика»;

2. ООО «Торговый Дом» обладает правами собственности на исходное сырье (материалы) и на готовую продукцию;

3. Ваше предприятие только перерабатывает сырье и уже готовую продукцию передает ООО «Торговый Дом».

У данной схемы есть преимущества и свои недостатки по отношению к традиционной схеме (по которой работает Ваше предприятие).

Недостатки:

-нужно образовать новое юридическое лицо (в нашем примере ООО «Торговый Дом»), а это расходы;

- все договора с контрагентами на поставку сырья необходимо переоформить на ООО «Торговый Дом»;

- любая схема оптимизации налогообложения вызывает повышенный интерес у налоговиков. Поэтому нужно быть готовым доказать экономическую целесообразность данной схемы. А потому сначала надо просчитать все возможные риски и соотнести их с выгодами. И только потом принимать решение о претворении схемы в жизнь.

Преимущества:

У переработчика. В п. 5 ст. 154 Налогового кодекса РФ указано, что налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

Стоимость же самого сырья налогооблагаемую базу не увеличивает. Ведь реализации материалов, а затем и готовой продукции не происходит. Данная особенность "давальческого" договора является несомненным плюсом.

Но при этом надо учитывать ставку НДС. Давальческие услуги будут облагаться НДС только по ставке 18%. Причем независимо от того, какую ставку берет заказчик, делая расчет для готовой продукции. Дело в том, что такие услуги не упомянуты в п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ как подпадающие под ставку 10 процентов. Не повлияет на налогообложение услуг по переработке и то, что произведенные товары могут быть освобождены от НДС по ст. 149 Налогового кодекса РФ. Поэтому необходимо просчитать НДС (уплата, возмещение) по схеме, по которой Вы работаете сейчас (18% и 10%) и по этому варианту: у давальца после продажи (18% и 10%) у переработчика (только 18%).

У давальца. После переработки сырья и передачи изготовленной продукции исполнитель выставляет счет-фактуру на сумму оказанных услуг, то есть на сумму своего вознаграждения. Конечно, давальцу придется оплатить указанный там НДС. Зато этот же налог потом можно принять к вычету. Поэтому в отношении НДС ни выгоды, ни потерь давалец не получает.

налог на прибыль

У переработчика. Прежде всего отметим, что в отличие от гражданского законодательства Налоговый кодекс РФ относит операции с давальческим сырьем не к работам, а к услугам. Это следует из общего определения услуг, данного в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса. Против такого подхода не возражают и в Минфине России (Письмо от 16 апреля 2004 г. N 04-02-05/2/14).

В связи с этим несомненное преимущество переработчику дают недавние поправки, внесенные в ст. 318 Налогового кодекса РФ. Так, фирмы, оказывающие услуги, в конце отчетного (налогового) периода вправе учесть все без исключения прямые расходы. То есть действует тот же порядок, что и при списании косвенных затрат. Об этом говорится в новой редакции п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ. А как мы уже сказали, переработка давальческого сырья является услугой. Выходит, что нет необходимости делать трудоемкие расчеты - распределять затраты между "незавершенкой", складом и отгрузками. Но это не только упрощает работу бухгалтерии. Ко всему прочему это позволяет уменьшить налогооблагаемые доходы текущего периода на все без исключения затраты: и косвенные, и прямые. А значит, и уменьшить текущий налог на прибыль.

Само собой, стоимость давальческого сырья переработчик в расходах не учитывает.

У давальца. Затраты на покупку сырья давалец отражает в составе материальных расходов (п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). А когда будет получена готовая продукция, нужно показать в налоговом учете расходы по переработке, то есть вознаграждение, причитающееся переработчику.

Такие расходы учитываются также в составе материальных расходов. Их определяют как затраты на услуги, оказанные сторонними организациями (пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Такого же мнения придерживаются и в Минфине России - Письмо от 16 апреля 2004 г. N 04-02-05/2/14.

Какие документы нужно оформлять

Договор на переработку давальческого сырья (договор подряда). Правила его составления регулируются гл. 37 Гражданского кодекса РФ "Подряд".

Во-первых, в договоре нужно перечислить наименования готовой продукции и ее технические характеристики, например, требования ГОСТов. Также следует предусмотреть, сколько потребуется сырья и нужно ли возвращать заказчику отходы. Во-вторых, оговариваются сроки выполнения заказа, а также график поставки сырья. Ведь если материалы пришли с опозданием, то и готовая продукция вряд ли будет сдана в срок. В-третьих, прописывают порядок оплаты. Так, заказчик может рассчитаться деньгами. А может отдать переработчику часть сырья или готовой продукции. И наконец, несмотря на то что исполнитель ничего не платит за давальческое сырье, в договоре указывается цена этих материалов. В частности, это нужно, чтобы бухгалтер оприходовал сырье за балансом.

Отчет переработчика. После окончания работы нужно представить заказчику отчет о расходовании сырья (ст. 713 Гражданского кодекса РФ). Эта бумага должна содержать сведения о поступивших и не ушедших в производство материалах, количестве и ассортименте полученной продукции. Также здесь указывают, сколько получено отходов, в том числе возвратных. Излишки должны быть возвращены давальцу. Или же можно уменьшить вознаграждение переработчика на стоимость отходов или неиспользованного материала - тут все зависит от договоренности сторон.

Счет-фактура на вознаграждение переработчика. При передаче готовой продукции давальцу счет-фактура должен быть оформлен только на стоимость услуг по переработке (п. 5 ст. 154 и п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ).

Накладная, акт. В накладной переработчики обычно указывают цену готовой продукции исходя из стоимости израсходованного сырья без НДС. И отдельно в акте - стоимость переработки с учетом налога.

Автор -начальника отдела консультационного сопровождения бизнеса аудиторско-консалтинговой компании АРНИ.







Постоянная ссылка на статью: