Портрет москвича со средним достатком

Чтобы понять, как выглядит средний класс столицы, социологи опросили тысячу зажиточных москвичей. Рассказывает Мария Вакатова, директор по коммуникациям компании Комкон
-Мы отобрали 1000 представителей среднего класса. Опрашивали по телефону. Попытались выяснить, кто они. Где работают? Как отдыхают? Где живут? Как тратят деньги?

- И какой же у вас сложился образ?

- Первое, что бросилось в глаза, - это молодость нашего среднего класса. На Западе он старше - там люди позже взрослеют, позже начинают зарабатывать приличные деньги. А у нас уже с 3 - 4-го курса института! Компании делают ставку на молодежь - она знает языки, в совершенстве владеет компьютером, свободна от стереотипов. В России норма, когда родители получают меньше детей. А на Западе хорошо оплачиваемым менеджером можно стать, только когда тебе за 30. А у нас - в 25 - 26 лет. И так как молодости свойственна беспечность, то и наш средний класс о будущем не слишком задумывается. Он с азартом тратит деньги, не делая "заначек" на старость.

- Виновата в этом, наверное, не только молодость среднего класса?

- Конечно. В первую очередь подобная "беспечность" связана с нашим менталитетом: мы не умеем и не любим экономить. Никому не доверяем своих денег, ни банкам, ни частным пенсионным фондам: оно и понятно - у народа уже не раз сгорали сбережения. И, наконец, мы до сих пор не утолили своего потребительского голода. В результате тратим деньги "здесь и сейчас". А на Западе у людей не так много свободных денег. Они повязаны кредитами, платят высокую арендную плату за жилье, делают большие отчисления на пенсионное страхование. Там средний класс не шикует, зато безболезненно встречает старость.

- Сколько средний класс зарабатывает у нас, а сколько в Европе?

- В Москве - в среднем 1000 долларов. А, к примеру, в Великобритании - 2640 долларов. И при этом у них средний класс составляет 55% общества. А у нас в Москве - только 15%. Но это даже больше, чем мы предполагали. То есть сейчас примерно каждого седьмого москвича можно отнести к среднему классу. Это самые деятельные, самые непотопляемые люди. Они не боятся брать на себя ответственность (это видно даже по отношению к браку - люди среднего класса чаще создают семьи). Короче, средний класс - это сердце Москвы, которое упорно и надежно качает по ее жилам кровь.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Как и кого отбирали для опроса?

Сперва в ходе специальных телефонных опросов москвичей социологи выбрали из общего потока тех, кто на первый взгляд по своему материальному и социальному положению подходил под определение "среднего класса". Затем с этими людьми встретились, оценили на глаз: соответствует ли впечатление от телефонного общения реальности. И предложили заполнить анкету. Из них и отобрали самый что ни на есть средний класс. Критериев было несколько.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Они трудяги и транжиры?

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:

- Принято думать, что средний класс - это менеджеры. Но это не так, вернее, не совсем так. К нему можно отнести тех врачей, учителей, театральных деятелей, которые хоть и не могут похвастаться своими доходами, но стараются, чтобы их образ жизни соответствовал европейским стандартам. Верхушка рабочего класса - это тоже средний класс. У них приличные заработки и высокий уровень профессионализма. Значительная часть бюрократии и бизнеса тоже входит в средний класс... Так что он разнолик. И чем больше россиян можно будет к нему отнести, тем стабильнее будет наше общество.

Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:

- Это крепкий буржуй, кулак, который много работает ради своего благосостояния, ради того, чтобы достичь определенного уровня жизни. То есть карточный шулер (хоть он и имеет 2,5 тысячи долларов в месяц) - это не средний класс. Потому что не работает. И человек, который всю жизнь вкалывает и копит на дом, тоже не подходит. Потому что средний класс не только много работает, но и много потребляет.

Мне кажется, что в ближайшие годы значительного увеличения среднего класса в России не произойдет. Наоборот, он будет потихоньку размываться, беднеть. Ведь бизнес в стране хоть и богатеет, но не расширяется...

В материале использованы данные исследований КОМКОНа Premier-TGI и TGIGlobal.






Постоянная ссылка на статью: