Бизнес в сфере авторитейла: ситуация и перспективы
| По данным PricewaterhouseCoopers, в 2007 году оборот российского автомобильного рынка составил 53,4 миллиарда долларов. По сравнению с 2006 годом прирост в денежном выражении составил 67%, в количественном — 35%. А в конце 2008 года эксперты готовятся зафиксировать очередные рекорды. Объёмы продаж автомобилей в России растут не по дням, а по часам. Производители не успевают принимать заказы от дилеров, а те — от покупателей. В таких условиях трудно удержаться от эйфории. Однако генеральный директор группы «Автомир» Николай Груздев предостерегает: о взрывной динамике рынка через несколько лет придётся забыть. — Николай, вашему рынку завидуют сегодня все. Но как долго будет продолжаться «праздник жизни»? — Действительно, рынок растет стремительно. В апреле Россия занимала второе место среди европейских стран по продажам машин. Возможно, скоро мы выйдем и на первое. Однако такой результат вовсе не связан с «неожиданно высоким» уровнем проникновения автомобилей: на самом деле он ниже, чем в большинстве стран Западной Европы. Все дело в точке отсчета, с которой мы начинали: рынок компенсирует отставание. А когда количество машин на душу населения сравняется со средними мировыми показателями, начнется замедление роста. Вопрос о том, когда это произойдет, очень волнует всех, чей бизнес связан с розничной продажей автомобилей. Эту тему мы обсуждаем чуть ли не на каждой конференции и внимательно изучаем все звучащие прогнозы. Пессимисты говорят, что нам осталось два-три года, в течение которых сохранится нынешняя динамика. Оптимисты дают больше — лет пять-шесть. — А какова ваша оценка? — Я согласен с оптимистами. — Поможет ли российским авторитейлерам с началом стабилизации рынка опыт, приобретенный ими в 1998 году? — Такие уроки не проходят даром. Тем более что всерьез рынок начал развиваться как раз после дефолта: поначалу спрос упал чуть ли не до нулевой отметки, а затем произошла «перезагрузка». В 1997—1998 годах — до 17 августа — в стране начал ощущаться массовый спрос на недорогие иномарки. Например, в структуре сбыта нашей компании продажи автомобилей Skoda и Daewoo тогда быстро стали сопоставимыми с объемом продаж отечественных автомобилей. А затем все рухнуло. Разразился дефолт. В результате буквально за несколько дней отечественные автомобили сильно подешевели. Например, цена жигулевской «классики» с шести тысяч долларов упала до двух. Только представьте себе ощущения человека, который в начале августа 1998-го купил такой автомобиль по прежним ценам, а спустя всего несколько недель его знакомый приобретал эту же марку втрое дешевле. Впрочем, самый сильный шок пережили даже не покупатели, а продавцы. Особенно те, кто продавал только иностранные автомобили. Накануне кризиса дилер Skoda мог продавать по сто-двести машин ежемесячно и уверенно строить планы на будущее. И вдруг объемы упали до 5—10 автомобилей в месяц! — Вас все это, разумеется, тоже коснулось... — Естественно! Объемы продаж иномарок упали просто катастрофически. Но мы продавали еще и отечественные машины. Спрос на них сохранился, так что самое смутное время мы пережили более или менее спокойно. — Как развивается российский рынок автомобильного ритейла в целом? — Он постоянно меняется, и это вполне нормально. В середине 90-х, на старте, покупателей интересовали либо самые дешевые машины, либо самые дорогие. На графике, демонстрирующем распределение спроса в зависимости от цены автомобиля, это выглядело так: сначала явный пик, связанный со спросом на недорогие машины. Затем провал, а следом новый пик — активный спрос на автомобили дороже 50 тысяч долларов. Со временем этот провал заполнялся, выравнивался. Сегодня распределение спроса в зависимости от цены автомобиля на нашем рынке очень близко тому, что мы наблюдаем в развитых странах. Сформировался крепкий средний класс. Как следствие, наблюдается мощный спрос на машины среднего ценового сегмента. — Гуру маркетинга утверждают, что бурный экстенсивный рост любого рынка неизбежно приводит к проблемам и перекосам.— Так и есть. И на нашем рынке «болезней роста» достаточно. Первая и самая острая проблема — персонал. Да, это общая тенденция: рынок труда в России перегрет почти во всех отраслях. Но в нашем случае ситуация усугубляется еще и тем, что объемы продаж растут слишком быстро. В итоге абсолютно все автодилеры сталкиваются с сильнейшим дефицитом квалифицированных кадров, помноженным на опережающий рост зарплат. Особенно тяжело обстоит дело с подбором сотрудников в небольших городах. Когда мы открывали в Брянске центр продаж автомобилей Ford, это был второй автосалон в городе. И где прикажете в такой ситуации искать людей с опытом работы — механиков, менеджеров по продажам? Им просто неоткуда было взяться! На мой взгляд, мы очень вовремя сделали вывод: помочь здесь может только обучение. Этому направлению мы уделяем сегодня повышенное внимание. Например, прежде чем открыть очередной автосалон в регионах, мы отправляем на место десант — «команду запуска», берущую на себя в том числе и заботы по обучению сотрудников дилерского центра. Благодаря этому появляется возможность нанимать людей, не обладающих всеми необходимыми компетенциями и навыками. Другая проблема перегретого рынка, вызванная бурным ростом продаж, — некоторая общая эйфория, охватившая как представительства компаний-производителей, так и руководителей дилерских компаний. Это заметно по довольно рискованным проектам, в которые сегодня легко инвестируются деньги. Например, за большие деньги возводятся с нуля или приобретаются огромные площади под автосалоны — в надежде, что они «когда-нибудь» окупятся. Я считаю такую стратегию очень опасной. Рано или поздно произойдет насыщение рынка, а следствием нынешней эйфории станут большие проблемы. Как у дилеров, которые поверили в безостановочный рост рынка, так и у производителей, их поддерживающих. Впрочем, что толку говорить об отдаленных перспективах, если сегодня не удается строить даже кратковременные прогнозы! Судите сами. Для того чтобы открыть новый центр, мы должны заложить в проект определенные экономические параметры. Сколько будет стоить строительство здания? Сколько на это уйдет времени? Каков будет объем дополнительных затрат? Таких вопросов множество. Мы аккуратно выполняем расчеты и получаем очень красивый план. Но за время подготовки к строительству стоимость проекта вырастает на десятки процентов! А когда приходит пора открывать новый салон, выясняется: точно так же на десятки процентов выросли заработная плата и тарифы на необходимые нам услуги. И ведь далеко не факт, что доходная часть компенсирует дополнительные расходы! Опять-таки типичная картина для любого перегретого рынка. То же самое происходит и в сфере обслуживания клиентов: рост качества услуг, если говорить честно, пока существенно отстает от количественных показателей — увеличения числа точек продаж и объемов сбыта. Да и может ли быть иначе, когда за машинами люди выстраиваются в очередь? — Очереди за автомобилями свидетельствуют еще и о том, что реальной конкуренции между ведущими игроками пока не наблюдается. Вы согласны с этим? — Да, настоящая конкуренция еще не началась. Конечно, ощущаются некоторые локальные элементы конкуренции, когда в каком-то сегменте марки начинают жестко соперничать между собой. Или, наоборот, происходит точечное снижение спроса. Но в целом каждый крупный автодилер до сих пор развивается, словно в пустоте. — Эксперты без устали твердят о перспективах рынка машин с пробегом. Как развивается этот сегмент и каковы его главные трудности — помимо известной проблемы двойного взимания НДС? — Этот сегмент российского рынка постепенно развивается, а крупные автодилеры одновременно приторговывают и подержанными машинами. Практикуется и trade-in, когда автомобиль с пробегом сдается в счет оплаты нового, и простой выкуп машины с последующей продажей. Однако на примере нашей компании могу утверждать: реальные объемы таких продаж пока очень малы. По крайней мере в нашей компании соотношение продаж новых и подержанных автомобилей не превышает десяти к одному. На развитых же рынках все совершенно иначе: на каждую проданную дилером новую машину приходится одна подержанная. Повторное взимание НДС при реализации подержанных автомобилей явно не способствует развитию этого сегмента. Однако дело не только в этом. Даже если налог начнут удерживать с разницы между ценой покупки и продажи, останутся другие проблемы. Чтобы продажи машин с пробегом переместились на площадки официальных дилеров, требуется кое-что еще. И прежде всего прозрачность рынка, характерная для США и Европы. В Америке это выглядит следующим образом. Решив продать машину, человек обращается к соответствующим информационным ресурсам в Интернете. Задает все необходимые параметры вплоть до цвета, особенностей комплектации — и получает в ответ точную информацию о ценовых характеристиках сделок, совершаемых с аналогичными автомобилями за последний месяц, в том числе и в своем штате. Одновременно рынок продаж б/у автомобилей в развитых странах поддерживается производителями. При продаже подержанной машины дилер должен выполнить некоторые условия, что позволяет сохранить определенный объем гарантийных обязательств. Сведения о «биографии» каждого такого автомобиля аккумулируются в единой базе данных. В итоге обслуживать и ремонтировать его можно у любого официального дилера. Совокупности этих стимулов оказывается достаточно для того, чтобы потенциальные покупатели автомобилей с пробегом обращались именно в дилерские салоны, а не пытались, как в России, самостоятельно искать покупателя или продавца и заключать рискованные сделки. Если подобная логика будет реализована в России, на рынке подержанных машин действительно произойдет революция. А отношения между частными лицами уступят место сделкам между частными лицами и официальными автосалонами. — Вы верите, что это скоро произойдет? — Не буду утверждать, что скоро. Однако в том, что это будет настоящий прорыв, я уверен. Лет восемь назад, прочитав где-то заметку о том, что в Европе до 60% автомобилей продается в кредит, я был уверен, что для России это далекое будущее, фантастика. Ведь тогда в кредит у нас продавалось всего несколько процентов машин. Но уже через два-три года ситуация стала меняться на глазах. Уверен: то же самое произойдет и на рынке подержанных автомобилей. — В России начали появляться компании, делающие ставку на продажу услуг управленческого консалтинга автодилерам. Если есть предложение, возможно, есть и спрос. У вас имеется опыт привлечения внешних консультантов. Что это дало вам и компании? — Сегодня на нашем рынке действительно активизировались консалтинговые компании. На многих конференциях я вижу иностранных консультантов; некоторые из них даже открывают представительства в России. Так вот, я считаю, что эти услуги стоят того, чтобы ими пользоваться. Наша компания привлекала консультантов для решения узкоспециализированных задач, в том числе производственных. Например, в свое время нам требовалась поддержка в организации кузовных цехов. И результат был положительным. Вот только реальный спрос на такие услуги до сих пор невелик. Почему? Мы с вами уже говорили об этом. Настоящая, жесткая конкуренция в автомобильной рознице еще не началась. А значит, вопросы эффективности — притом что в целом они очень важны — пока не являются первоочередными. Но как только рост рынка начнет замедляться, а конкуренция — обостряться, спрос на услуги консультантов быстро возрастет. — В 2007 году вы разместили второй облигационный заем на два миллиарда рублей. Зачем нужны долги компании, демонстрирующей столь позитивные финансовые результаты? — Не буду оригинальным: разместили «из-за денег». Для того чтобы развивать сеть, нужны средства, а чтобы угнаться за рынком, необходимо поддерживать очень высокие темпы. В таких условиях собственной прибыли не хватит. А значит, нужно занимать. Облигации же хороши тем, что позволяют занять деньги без залогов. — В документах «Автомира» утверждается: «стратегической целью компании является построение компании федерального уровня с положительной репутацией и высокой рыночной стоимостью». Почему в этой формулировке фигурирует «высокая рыночная стоимость»? В перспективе планируется IPO, привлечение стратегического инвестора? Или высокая рыночная стоимость — показатель эффективности бизнеса? — Скорее последнее. Это действительно некий показатель того, что мы построили эффективный бизнес. Что же касается IPO, то любой компании, которая выпустила облигации и попробовала на вкус, что такое публичный рынок привлечения капитала, хочется рассматривать возможность IPO. Это решили сделать и мы. Но пока конкретных планов в этой связи (а уж тем более конкретных сроков) нет. — Известно, что инвестиции в развитие «Автомира» в ближайшие три года составят около 380 миллионов долларов. Куда направите эти деньги? — Прежде всего вложим их в многочисленные дилерские центры, которые будем открывать в регионах. — По какому принципу вы выбираете территории для развития бизнеса в регионах? — Поскольку мы хотим построить действительно мощную сеть, нам важно создавать эффективные, рентабельные предприятия в регионах. Здесь все просто: если открывающиеся отделения окажутся нерентабельными, мы лишимся денежного потока, необходимого для запуска новых автосалонов. Вот почему из всего многообразия вариантов мы выбираем те, которые обеспечивают наибольшую рентабельность. Это касается и выбора марок, и собственно городов. Пока мы не готовы работать в маленьких городах. Ведь для поддержания плановой рентабельности требуется определенный объем спроса и, следовательно, продаж. Но мы стараемся не ограничивать себя с точки зрения географии. Посмотрите на карту, которая висит у меня на стене. На ней видно, что мы присутствуем уже и в Сибири, и на Урале, и в центральной России, и на западе, и на юге. — Вас нет на Дальнем Востоке... — Да. Но дело вовсе не в расстояниях и не в покупательской способности населения. Так уж сложилось, что в этом регионе сформировались весьма своеобразные потребительские предпочтения. Большая часть не только личного, но и служебного автопарка представлена здесь машинами с правым рулем — преимущественно подержанными. Впрочем, ситуация постепенно меняется. По крайней мере, растет интерес покупателей к привычным для остальной России машинам с левым расположением руля. Но пока объем продаж «правильных» автомобилей на Дальнем Востоке очень мал. — А значит, низка и возможная рентабельность дилерских автосалонов... — Именно. — У вас богатый опыт приобретения действующих компаний. Как складывается ситуация на рынке слияний и поглощений, прежде всего в регионах? — Полагаю, для владельцев компаний, подумывающих о выходе из этого бизнеса, наступил лучший момент. Как только рост рынка замедлится, продать компанию по нынешним ценам будет невозможно. Так что если и делать это, то сейчас. Причины выхода из дела могут быть очень разными. Кто-то из собственников просто хочет уйти на пенсию, получив солидное «выходное пособие». Кроме того, в регионах немало многопрофильных холдингов, в рамках которых автомобильная розница в какой-то момент становится второстепенным активом. — Вы тратите много усилий на изменение формата своих автосалонов. Что должно получиться в итоге? — Прежде всего нужно сделать важную оговорку. На нашем рынке власть принадлежит производителям автомобилей. И если продуктовые сети могут легко экспериментировать с форматами — от гипермаркетов до магазинов шаговой доступности, — то у нас такого простора для творчества нет. Наш формат определяется производителем. А значит, нам остается лишь подстраиваться. В течение некоторого времени мы успешно эксплуатировали вариант «супермаркета», собирая под крышей своих автосалонов модели и марки одной ценовой группы. Прежде производители позволяли это делать. Но теперь, в условиях куда более развитого рынка, у клиента такие супермаркеты вызывают недоверие. А главное, подобный формат очень не нравится производителям. Впрочем, «не нравится» — это еще очень мягко сказано. Они просто запрещают продавать машины таким образом. — Каков же «правильный» формат? — Монобрэндовый центр. Магазин, в котором представлены автомобили одной-единственной марки. Впрочем, значительная часть производителей допускает совмещение нескольких марок — при условии обособления каждой из зон. — Со временем роль ключевых акционеров в динамично растущем бизнесе меняется. Что происходит, с этой точки зрения, в группе «Автомир»? Какова ваша роль в системе управления? — По мере роста бизнеса роль акционеров действительно меняется. Вот только в каждом конкретном случае это происходит по-своему. В некоторых организациях нашей отрасли акционеры совсем отходят от управления. В некоторых — уходят на стратегический уровень. А кто-то по-прежнему продолжает заниматься тактическими вопросами. Что касается «Автомира», то наши ключевые акционеры сейчас занимаются только принятием стратегических решений. В оперативном управлении они не участвуют. Как генеральный директор, я возглавляю оперативное управление компанией и готовлю предложения по стратегическим вопросам, которые потом должны утвердить акционеры. Я уверен: чтобы эффективно управлять, нужно иметь возможность в любой момент погрузиться в детали. И разобраться в них. В «Автомире» я уже 15 лет и хорошо представляю себе работу как механизма в целом, так и отдельных его узлов. Разве что злоупотреблять погружением в текущие вопросы не следует. Да мне это и не нужно. У нас есть команда эффективных менеджеров, успешно управляющих всеми оперативными процессами.  Автор: Александр Кузнецов Постоянная ссылка на статью: | 
Комментарии к статье
К сожалению, комментариев к данной статье еще никто не оставил.
Добавить комментарий
Читайте также:
Клининговый бизнес: чистая перспектива
Кейтеринг: малый бизнес с большими перспективами
Как постоянно оставаться в сфере бизнеса
Состояние российского рынка парфюмерии и косметики
Российский рынок минеральной и питьевой воды
Рынок кредитных карт — перспективы развития
Обзор российского рынка шоколадных кондитерских изделий
Обзор рынка колбасных изделий г. Самары
Обзор российского рынка мясной гастрономии
Российский рынок пиццы как отражение европейских тенденций
Открытые вопросы
 Что делать если человек взял кредит, но не в состоянии заплатить. ОН...
Что делать если человек взял кредит, но не в состоянии заплатить. ОН...
		 Ирина irinaroma Рома
Ирина irinaroma Рома 
		 1 ответ  12 лет назад
1 ответ  12 лет назад
          Во сколько обойдется изготовление и пересылка карты?
Во сколько обойдется изготовление и пересылка карты? 
		 Валерий Valakalam Валакаламский
Валерий Valakalam Валакаламский 
		 1 ответ  12 лет назад
1 ответ  12 лет назад
          У меня ежемесячная оплата кредита. Могу я оплатить сразу, скажем, два месяца?
У меня ежемесячная оплата кредита. Могу я оплатить сразу, скажем, два месяца? 
		 Людмила qqqskqqq Сухарева
Людмила qqqskqqq Сухарева 
		 1 ответ  12 лет назад
1 ответ  12 лет назад
         











 Обсудить
Обсудить Добавить статью
Добавить статью Переслать
Переслать Версия для печати
Версия для печати Код для блога (сайта)
Код для блога (сайта) Код для форума (BB-code)
Код для форума (BB-code)