Документов : 25395, Книг : 1248, Новостей : 504, Вопросов/Ответов : 1046/1019, Бизнес-терминов : 33446, Статей : 2851, Объявлений : 66, Банков : 1063
ГлавнаяСделать стартовойДобавить в избранное
УЧ.СТ.ЦБ:   8.25%|МРОТ:   4331

Типовые образцы договоров, документов и других деловых бумаг, своды законов и кодексов, сборник нормативов и стандартов, каталог бизнес-планов и идей, рейтинг банков России


г. Москва
« 18 »  Июня  20 24 г.

Реклама

Новости

  Земельный участок в районе бухты Патрокл предлагают под торговую точку
А в здании бывшего кинотеатра "Гранд-Иллюзион" в Уссурийске можно будет разместить ресторан или гостиницу.



  Искали в Таджикистане, нашли — в Петербурге: задержан нелегал-вербовщик боевиков
Он был в розыске шесть лет. В Петербурге задержали находившегося в розыске гражданина Таджикистана. Как сообщает АН «Оперативное прикрытие», 37-летний мигрант был в бегах шесть лет. Его искали в Таджикистане, а нашли в Петербурге. Отмечается, что...



  Мэр Курганинска, подозреваемый в наезде на пешеходов, ушел в отставку
Валерий Катанаев, мэр Курганинска по собственному желанию подал в отставку. Ее приняли на сессии 24 августа депутаты городского совета. Причиной ухода послужило то, что мэр подозревается в причастности к ДТП, в котором двое получили травмы.



  Глава МАГАТЭ прокомментировал запрет США на импорт российского урана
Глава МАГАТЭ прокомментировал запрет США на импорт российского уранаГлава МАГАТЭ прокомментировал запрет США на импорт российского урана



  ВС разрешил председателю совета дома защищать собственников
За право на подачу иска в защиту собственников боролись председатель совета этого дома и УК. Суды решили, что председатель не имел права обращаться в суд, потому что в период нарушения прав собственников его еще не назначили на должность. Почему у...




Архив новостей

«Июль, 2022»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Наши кнопки и ссылки

Размести на своем сайте HTML код с нашей кнопкой
Получить код
Обмен кнопками


Главная :: Новости :: Новости в мире :: Мнения: У расколов на «мы» и «они» долгая история


Новостные рубрики

Бизнес


Политика и законодательство


Экономика и финансы


Новости в мире


Новости образования


Зарубежная пресса


Каталог юридических статей


ООН. Новости


законы, указы


Кредитование


Право


Банки


Здравоохранение




Мнения: У расколов на «мы» и «они» долгая история (14.07.2022 17:30)

Мнения: У расколов на «мы» и «они» долгая историяРасколы – родовая мета отечественной истории. Они отделяли одну часть народа от другой, разделяли государство и общество, выталкивали целые общественные слои за пределы страны и за пределы легального политического поля.

Расколы – родовая мета отечественной истории. Они отделяли одну часть народа от другой, разделяли государство и общество, выталкивали целые общественные слои за пределы страны и за пределы легального политического поля.

Их трудно спутать с борьбой «партий» или «общественных мнений». Пусть раскол всегда и вырастает из такой борьбы, спора, как вырос церковный раскол из спора о книжной справе, он закрепляет это разделение на поколения и века, создает у каждой из сторон свои базовые ценности, общественные институты, формы культурной передачи. И главное, обеспечивает для сотен тысяч, а то и миллионов людей самооправдание и самоопределение в системе координат «мы/они».

Всё началось с самого первого, знаменитого, церковного раскола XVII века. Поначалу дело выглядело относительно невинно. В рукописных книгах всегда существовали разночтения. С веками, особенно после падения Константинополя, наметились расхождения между греческой и русской традицией. Когда пришло книгопечатание, появилась нужда в единообразии. Патриарх Никон решил всё исправить на греческий образец. Греки поначалу говорили ему: не стоит горячиться, можно проявить терпимость. Но тут к делу подключилось государство. И пошла волна насилия.

Спорить, на самом деле, было о чем. Если старый обряд, а с ним двуперстие, объявлялись ошибочными, чуть ли не еретическими, то ошибочным должен был бы быть признан и весь «отеческий» опыт, вся национальная традиция. Хотя бы потому, что со старых икон святые благословляли народ двуперстно.

В итоге почти все не теплохладные русские люди, которым были дороги их обычаи и уклад, ушли в раскол. Мы мало себе представляем масштаб того разделения. Современники пишут, что после 1666 года, когда в очередной раз ждали конца света, православные храмы опустели, даже по воскресеньям. Для России, страны трепетно верующей, это было неслыханное разделение. Гонимые старообрядческие общины вынуждены были искать себе новую землю, уходили в леса и за горы, на восток и на север, часто оказывались далеко за пределами родной страны – от Китая и Персии до Аргентины.

Последствия того первого и важнейшего церковного раскола ощущаются и сейчас, даже если они не очевидны поверхностному наблюдателю. Возможно, наше «доверие» ко всему иностранному, поиск авторитета у иноземцев, стремление лихорадочно прислушиваться к их мнению и алчно присматриваться к их образу жизни, пошло как раз с тех времен, с трагического упорства патриарха Никона и государя Алексея Михайловича, казнями и ссылками утверждавших правоту греческих образцов.

За церковным расколом последовал Петровский. В результате реформ Петра Великого страна оказалась разделена на два языка. Дворянство говорило на французском и немецком. И порой в прямом смысле слова не понимало свой народ.

После Французской революции, наполеоновских войн и особенно декабристского восстания 1825-го оформился еще один русский трагический раскол – на сей раз между образованным обществом и государством. Чуть ли не главной чертой «мыслящего человека» с тех пор стало критическое отношение к действиям национальной власти, что бы эта национальная власть ни продумывала и ни предпринимала. Эта привычка для людей, учившихся в советское время, навсегда впечатанная в чеканные формулы ленинской статьи «Памяти Герцена», пережила все трагические развороты ХХ века. Увы, распространена она и поныне.

Трагическим исходом этого большого исторического движения стал великий русский раскол 1917 года, завершившийся Гражданской войной. Гражданка разделила в смертельной вражде не только классы и политические партии, но и семьи, роды и дома, заставила многих забыть само имя русского, чтобы постепенно восстанавливать его в тревогах, свершениях и трагедиях советских десятилетий.

О событиях конца 1980-х – начала 90-х годов мы не станем говорить как о расколе. Там действовали другие обстоятельства и силы, но старые русские расколы на них, конечно, оказали самое серьезное влияние. Оставили свой отпечаток и на принятых решениях, и на выбранных позициях миллионов людей. Разделение между «красными» и «белыми», между обществом и государством далеко еще не закончено, «старые раны болят к непогоде». А старообрядческий выбор многих видных участников и идеологов «евразийского движения» показал, что и отношение к церковному расколу вполне себе может быть до сих пор символом и знаком в самоопределении мыслящего русского человека.

И вот сегодня мы переживаем новый раскол. Он назревал и креп с борьбой политических мнений и социокультурных выборов с 2014 года – с Майданом, возвращением Крыма и началом донбасской трагедии. И обозначился со всей ясностью после 24 февраля. Но – в отличие от предыдущих – раскол 2022 года обладает одной существеннейшей особенностью. Пожалуй, впервые за всю национальную историю в его центре – вопрос об отношении к самой России, к ее историческому опыту и судьбе, как самостоятельной и основополагающей ценности. Здесь можно разглядеть своего рода «рифму» с церковным расколом XVII века, но наша нынешняя ситуация выглядит куда более тотальной.

Вне зависимости от позиции, собственно, по СВО, для одних базовая ценность – прошлое, настоящее и будущее нашей страны, ее пространства и ее культуры. Для других – всё, что угодно, кроме и вне России – безопасность и комфорт, защита меньшинств, международные обязательства. Таким образом, нынешний раскол ставит вопрос о самом нашем существовании как ценностного единства. И это самое главное.

Есть, однако, и еще одна любопытнейшая черта современного разлома. С началом военной операции Россию отвергли наследники именно того социального слоя, который пришел на смену традиционному русскому образованному классу после революции, в 1920-х годах.

Об этом, со свойственной ему горячностью, написал еще в марте Дмитрий Ольшанский. С его точки зрения, этот слой уже окончательно уходит из России. И это есть великое благо. Но, как кажется, Ольшанский несколько поспешил с выводом. Основная черта любого русского раскола в том, что он воссоздает код культурной передачи и через этот код, как бы ни был глубок социальный разрыв, возвращает основные проблемы в поле общественной дискуссии, «вербуя» для них сторонников в приходящих поколениях.

Именно поэтому так необходима сейчас новая культурная политика. Россия как фундаментальная ценность должна не только защищаться, но и атаковать – на теоретическом, художественном, образовательном, информационном и других подобных полях. Нам нужно научиться беречь и отстаивать своих и свое – не на одном лишь уровне государственной политики, в школах и вузах, исследовательских проектах и СМИ, но и в художественных журналах, на выставочных площадках, в театрах, в киностудиях и в Сети. Отстаивать собственным выбором – интеллектуальным, эстетическим и даже потребительским.

Медлить тут нельзя. Речь идет о судьбоносном решении для каждого, и развязка, какой бы она ни была, окажет решительное влияние на все стороны нашего личного, семейного, национального и государственного бытия.

Теги:  история России , спецоперация , культурное наследие

   Читать дальше.
Постоянная ссылка на новость:



Комментарии к новости ()

К сожалению, комментариев к данной новости еще никто не оставил.




Открытые вопросы