Документов : 25395, Книг : 1248, Новостей : 575, Вопросов/Ответов : 1046/1019, Бизнес-терминов : 33446, Статей : 2850, Объявлений : 66, Банков : 1063
ГлавнаяСделать стартовойДобавить в избранное
УЧ.СТ.ЦБ:   8.25%|МРОТ:   4331

Типовые образцы договоров, документов и других деловых бумаг, своды законов и кодексов, сборник нормативов и стандартов, каталог бизнес-планов и идей, рейтинг банков России


г. Москва
« 29 »  Июня  20 22 г.

Реклама

Новости

  Экономист оценил факт возможного дефолта по евробондам для России
Главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин оценил факт возможного дефолта по евробондам для России. Как объяснил эконмист, Россия была признана дефолтной Комитет по кредитным деривативам, так как она не уплатила проценты на...



  В ЛНР сообщили о ликвидации ВСУ иностранных наемников
Остающиеся в Лисичанске и Северодонецке группы ВСУ приступили к ликвидации иностранных наемников, сообщил ТАСС близкий к Народной милиции ЛНР источник. По его словам, в подразделения ВСУ поступила команда ликвидировать западных инструкторов,...



  Путин подписал закон о продлении заморозки накопительной пенсии
Путин подписал закон о продлении заморозки накопительной пенсииПрезидент РФ Владимир Путин подписал 21 декабря закон о продлении заморозки накопительной части пенсии. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Ранее закон одобрили Государственная дума (8 декабря) и Совет Федерации (15...



  АПЛ «Красноярск» впервые вышла на заводские ходовые испытания в Белое море
АПЛ «Красноярск» впервые вышла на заводские ходовые испытания в Белое мореВ Белом море начались заводские ходовые испытания второй серийной многоцелевой атомной подводной лодки проекта 885М «Красноярск», сообщил источник в кораблестроительной отрасли. Источник ТАСС сообщил, что АПЛ «впервые вышла с...



  ВС запретил повышать кадастровую стоимость вместо ее снижения
Индивидуальный предприниматель попросил суд снизить кадастровую стоимость его земельных участков в соответствии с рыночной, чтоб платить меньше налогов. Апелляция пришла к выводу, что оценка была неверной, а стоимость земли на самом деле превышает...



  5 бесплатных кредиток для неработающих пенсионеров
Может ли пенсионер получить кредитную карту и какие банки выдают кредитки неработающим пенсионерам? Выбрали пять бесплатных карт для заемщиков в возрасте до 75 лет. Кредитная карта может пригодиться, когда нужно расплатиться за дорогостоящую...




Архив новостей

«Октябрь, 2021»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Наши кнопки и ссылки

Размести на своем сайте HTML код с нашей кнопкой
Получить код
Обмен кнопками


Главная :: Новости :: Новости рубрики Банки за 19.10.2021


Новостные рубрики

Бизнес


Политика и законодательство


Экономика и финансы


Новости в мире


Новости образования


Зарубежная пресса


Каталог юридических статей


ООН. Новости


законы, указы


Кредитование


Право


Банки


Здравоохранение




Деловые новости рубрики Банки за 19.10.2021

19.10.2021 00:11 Как выбрать карту для путешествий. Разбор Банки.ру

Сравнили, сколько можно сэкономить на путешествиях на кобрендах, тревел-картах и кэшбэк-картах. Сэкономить на поездке за счет бонусов всегда приятно. Долгое время основной бонусной «копилкой» для любителей путешествий были кобрендовые карты банков с авиакомпаниями. Сегодня ассортимент шире: банки предлагают специальные карты для путешественников, а также карты с кэшбэком, который можно тратить на любые покупки. У каждой категории свои преимущества.Кобрендовая классикаКобрендовые карты — это совместные карты банков и различных компаний, в нашем случае — авиаперевозчиков. Такие карты будут интересны тем, кто предпочитает летать определенной авиакомпанией.Как правило, авиакомпании в рамках своих программ лояльности сотрудничают сразу с несколькими банками. Например, партнерами программы «Аэрофлот Бонус» компании «Аэрофлот» являются СберБанк, Альфа-Банк, Ситибанк, СМП Банк и банк «Открытие». Партнеры программы S7 Priority от S7 — банк «Тинькофф», Алмазэргиэнбанк, ББР Банк и Примсоцбанк. Помимо кобрендов с отечественными авиакомпаниями, банки предлагают совместные карты и с иностранными перевозчиками. Так, у банка «Русский Стандарт», Ситибанка и Райффайзенбанка есть партнерские карты c крупнейшей в Европе программой лояльности для путешественников Miles & More немецкой «Люфтганзы». Помимо самой «Люфтганзы», участниками Miles & More являются и другие авиаперевозчики — всего порядка 40 компаний.Все кобренды с авиаперевозчиками работают по одной схеме: за покупки по карте вы получаете мили, которые можно потратить на авиабилеты или продукты и услуги других партнеров программы — отелей, ресторанов, сервисов бронирования жилья, магазинов и т. д. А вот количество миль, которые вы получите, и условия обслуживания самих карточек зависят от конкретного банка.Чтобы выбрать самую выгодную кобрендовую карту, имеет смысл сравнить, как разные банки начисляют мили и во сколько обойдется обслуживание той или иной карточки. Для наглядности представим данные в виде таблиц.«Аэрофлот Бонус»Выпуск и обслуживаниеПриветственные милиКэшбэк«Аэрофлот Gold»,СберБанк3 500 руб.1 000 миль1,5 мили за каждые 60 руб. / 1 долл. США / 1 евроAeroflot Platinum,Альфа-Банкбесплатнонет1,1—1,5 мили за каждые 60 руб.«CitiOne+ Аэрофлот»,«Citi Priority Аэрофлот»,СитибанкCitiOne+: бесплатно;Citi Priority: 0—3 600 руб.CitiOne+: 1 000 миль плюс 500 миль на день рождения; Citi Priority: 5 000 за первую покупку + 15 000 миль при остатке от 1,5 млн руб.CitiOne+: 1 миля за каждые 50 руб.;Citi Priority: 2 мили за каждые 60 руб. и 3 мили за каждые 60 руб. в категориях такси и Duty Free«Аэрофлот — Мир»,СМП Банк«Классическая» — 900 руб.;«Оптима» — 3 500 руб.;«Премиальная» — 6 990 руб.«Классическая» — 1 000 миль;«Оптима» — 1 500 миль;«Премиальная» — 300 миль«Классическая» — 1,25 мили за каждые 60 руб.;«Оптима» — 1,5 мили за каждые 60 руб.;«Премиальная» — 1,75 мили за каждые 60 руб.«Аэрофлот World»,«Аэрофлот World Black Edition»,«Открытие»«Аэрофлот World»: выпуск — 500 рублей, обслуживание бесплатное;«Аэрофлот World Black Edition»: выпуск — 2 000 руб., обслуживание бесплатноенет«Аэрофлот» — 1,1 мили за каждые 60 руб.;«Аэрофлот Плюс» — 1,5 мили за каждые 60 руб.;«Аэрофлот Премиум» — 2 мили за каждые 60 руб.S7Выпуск и обслуживаниеПриветственные милиКэшбэкS7 — Tinkoff,«Тинькофф»Бесплатно при остатке от 150 000 руб. или при наличии кредита.В прочих случаях — 190 руб./мес.500 мильЗа покупки на сайте S7: 3 мили за каждые 60 руб. За любые покупки: 1,25 — 1,5 миль за каждые 60 руб.По акциям от партнеров: до18 миль за каждые 60 руб.S7 Priority,S7 Priority Plus,АлмазэргиэнбанкS7 Priority — 600 руб.S7 Priority Plus — 2800 руб.S7 Priority — 250 мильS7 Priority Plus — 500 мильS7 Priority — 1 миля за каждые 55 руб.S7 Priority Plus — 1 миля за каждые 44 руб.ББР Банк0 — 1800 руб.Карты Gold: 500 мильКарты Classic, Standard, Moment Mir, Moment Card, цифровые карты: 300 мильКарты Gold: 3 мили за каждые 75 руб.Карты Classic, Standard, Moment Mir, Moment Card, цифровые карты: 2 мили за каждые 75 руб.S7 Priority Премиум,Примсоцбанк0 — 708 руб.500 миль при заказе карты через интернет-банк500 миль в подарок (при выполнении требований)При покупках от 10 000 руб./мес.:2 мили за каждые потраченные 110 руб.Miles&MoreВыпуск и обслуживаниеПриветственные милиКэшбэкMiles & More,«Русский Стандарт»Classic — 900 руб.Gold — 2750 руб.Claыsic — 1 500 миль после первой покупки по картеGold — 2 500 миль после первой покупки по карте1 миля за каждые 60 руб.«Austrian Airlines» (кредитная),Райффайзенбанк2 990 руб.нет1 миля за каждые 60 руб. покупок,квалификационные мили за полеты.Citi PremierMiles (кредитная),Ситибанк0 — 2 950 руб.1000 миль1 миля за каждые 30 руб.Как видно из таблиц, условия по кобрендам одной и той же бонусной программы существенно различаются. Чтобы копить мили быстрее и эффективнее, важно правильно оценить свои расходы и понять алгоритм использования карты.Мили не рублиДопустим, вы определились с выбором кобрендовой карты. Дальше сразу встает вопрос: как долго придется копить на билет? Если тратить по кобрендовым картам с программой «Аэрофлот Бонус» 50 тыс. рублей в месяц, за год удастся накопить в среднем от 11 000 до 13 500 миль. При аналогичных тратах по кобрендам с S7 годовой бонус составит от 11 400 до 16 300 миль. Но не стоит забывать, что мили — это не рубли. При покупках за мили пассажирам предлагается отдельный прайс, зачастую невыгодный. Для примера сравним цены на билеты за рубли и за мили на два популярных туристических направления — в Сочи и в Анталью. «Аэрофлот»В октябре билет из Москвы в Сочи на 1 декабря можно купить за 2 800 рублей. Если покупать билет за мили, потребуется 10 000 миль плюс доплата 2 230 рублей.Билет в Анталью на ту же дату за рубли сейчас стоит 7 365 рублей, а за мили — 10 000 миль + 5 040 рублей.S7Билет «Эконом базовый» из Москвы в Сочи на 1 декабря стоит 2 793 рубля. Тот же билет за мили обойдется в 7 000 миль + 1 088 рублей. Самый дешевый билет в Анталью за рубли можно купить за 5 775 рублей, за мили — 9 000 миль + 2 570 рублей.Вот такая арифметика: вы почти год копите мили, чтобы сэкономить в лучшем случае половину стоимости одного билета. Конечно, тарифная политика авиакомпаний в зависимости от дат и направлений может меняться, но общая тенденция примерно такая.Означает ли это, что платить милями невыгодно? И да, и нет. Если говорить именно о билетах, покупать их за рубли часто проще и дешевле. При этом мили можно потратить на повышение класса обслуживания, на покупки у партнеров и на благотворительность. К тому же не стоит забывать, что мили по кобрендовым картам начисляет не только банк, но и авиакомпания. Мили начисляются автоматически за большинство полетов. Их количество зависит от расстояния между городами, тарифа и уровня участия в программе. Поэтому если оплачивать кобрендовыми картами не только обычные покупки, но и авиабилеты, то скопить нужное количество миль получится быстрее.Тревел-карты для путешественниковАльтернатива кобрендам с авиакомпаниями — банковские тревел-карты с бонусной программой, ориентированной на путешественников. Вознаграждение по ним может начисляться как милями, так и рублями и бонусными баллами. От обычных карточек с кэшбэком тревел-карты отличаются тем, что по ним полагается повышенное вознаграждение за покупки из категории «Путешествия»: авиа- и ж/д билеты, отели, сервисы бронирования, аренда авто и т. д. При выборе тревел-карты нужно ориентироваться на те же параметры, что и с кобрендами: стоимость карты и принцип начисления кэшбэка. Для примера рассмотрим тревел-карты «Сбера», Альфа-Банка, Райффайзенбанка, Хоум Кредит Банка и банка «Тинькофф».Travel-картыСтоимость обслуживанияМилиЛимит, мес.СберКарта Тревел,СберБанк2 400 руб.Мили начисляются за каждые 100 руб.1—3% за все покупки, до 10% — за покупки на сайте «Спасибо. Путешествия».2000 мильAlfa Travel,Альфа-БанкбесплатноМили начисляются за каждые 100 руб. при покупках от 10 000 руб./мес.За покупки на сайте travel.alfabank: до 9 миль.За прочие покупки — до 3 миль.10000 мильTravel,Buy&Fly,РайффайзенбанкTravel — 750 руб.Buy&Fly — 3 588 руб.Travel: миля за каждые 40 руб., 1 000 подарочных миль в день рождения, повышенное начисление миль за покупки на сайте iGlobe.ru.Buy&Fly: 1 миля за каждые 100 руб., 4 мили за каждые 100 руб. при общей сумме покупок от 75 000 руб./мес.240 000 миль в годПольза Travel,Хоум Кредит Банк0 — 2 388 руб.Мили начисляются за каждые 100 руб.До 5 миль — за оплату в категории «Путешествия», 3 мили — на покупки за пределами РФ, 1 миля — за прочие покупки и платежи в ЛК.5 000 миль по покупкам за пределами РФ и в категории «Путешествия»,7 000 миль за прочие покупки и платежи в ЛК.All Airlines,«Тинькофф»0 — 3 588 руб.До 10% милями за покупки на сайте travel.tinkoff,1—1,5% — за прочие покупки.6000 мильКак правило, повышенный кэшбэк банк начисляет при ежемесячных покупках по карте на определенную сумму или при условии поддержания на карте установленного остатка. Так, если тратить по карте All Airlines банка «Тинькофф» 50 тыс. рублей в месяц на повседневные покупки (без покупок в спецкатегориях), за год можно накопить 6 000 миль минимум. Если же при аналогичных тратах поддерживать на карте остаток от 100 тыс. рублей, за год получится накопить уже минимум 9 000 миль.Аналогичная ситуация с Buy & Fly от Райффайзенбанка. При тех же тратах в 50 тыс. рублей в месяц за год можно накопить примерно 6 000 миль. Если же тратить в месяц больше 75 000 рублей, в год можно будет получить уже 36 000 миль. Мили по тревел-картам обычно предлагается тратить на покупки из категории «Путешествия» (авиа- и ж/д билеты, бронирование отелей, аренда авто и т. п.) либо в собственных сервисах банков, либо в онлайн-агрегаторах (OneTwoTrip и др.). Правда, тут тоже много нюансов. Например, по All Airlines банка «Тинькофф» милями можно компенсировать покупку билета любой авиакомпании. Делается это так: сначала вы оплачиваете картой билет, а затем через личный кабинет обмениваете накопленные мили на рубли. В «Тинькофф» мили списываются с шагом 3 000, минимальное списание — 6 000 миль. Если билет стоил 6 000 рублей или меньше, для его компенсации спишут 6 000 миль. Если билет стоит от 6 000 до 9 000 рублей, спишут 9 000 миль — и так далее. Таким образом, накопленными за год 6 000 миль можно компенсировать билет стоимостью до 6 000 рублей.В Альфа-Банке принцип использования миль другой: ими можно оплачивать покупки в собственном сервисе банка travel.alfabank. Если тратить по Alfa Travel только на обычные покупки 50 тыс. рублей в месяц, за год можно заработать 12 000 миль. За эти мили на сайте можно купить билеты на самолет и на поезд, а также оплатить проживание в отеле. Мили принимаются к оплате по курсу 1 миля = 1 рубль. Билет компании «Аэрофлот» из Москвы в Сочи на 1 декабря на travel.alfabank можно купить за 2 812 рублей или миль. Таким образом, заработанными за год милями можно оплатить целых четыре билета. Из этих расчетов можно сделать вывод, что тревел-карты позволяют экономить на билетах больше, чем кобренды.Кэшбэк-картыЕще один вариант получить бонусы для путешествия — использовать обычные карты с кэшбэком, которые сегодня предлагают многие банки. Принцип начисления кэшбэка по ним примерно одинаков: определенный процент от потраченных на покупки по карте денег возвращается вам рублями, бонусными баллами или милями. Стандартный кэшбэк обычно составляет 1—1,5% от суммы трат. Кроме того, банки часто предлагают повышенный кэшбэк за покупки из определенных категорий (например, АЗС, такси, кафе и т. д.) и за покупки у партнеров.Посчитаем, какой кэшбэк можно получить за год при расходах в 50 тыс. рублей. Так, по карте «Польза» Хоум Кредит Банка полагается 1% кэшбэка за каждые 100 рублей покупок и платежей в интернет-банке (без ограничений суммы кэшбэка в месяц) и еще 5% за покупки в трех категориях по выбору клиента (максимум 3 000 баллов в сумме по всем трем категориям). При ежемесячных тратах в 50 тыс. рублей за год можно заработать минимум 6 000 рублей. Другой пример — карта «Твой кэшбэк» Промсвязьбанка. Кэшбэк по карте составляет 1,5% за все покупки, но не более 3 000 баллов в месяц. При тех же тратах в 50 тыс. рублей в месяц по карте можно получить примерно 9 000 баллов кэшбэка за год. Похожие цифры можно получить и по картам других банков. Если не учитывать категории повышенного кэшбэка и заложить среднее вознаграждение 1,5% за все покупки 2%, при ежемесячных тратах в 50 тыс. рублей за год мы получим 9 000 бонусных рублей. Эти деньги можно тратить на любые нужды, включая расходы на путешествия.Рекламный блокЧто выгоднее?Если сравнить приведенные расчеты, видно, что тревел-карты и карты с кэшбэком с точки зрения выгоды обгоняют кобренды. Да и мили, накопленные по тем же тревел-картам, можно использовать на более привлекательных условиях, чем мили программ лояльности авиакомпаний. Очевидно, что к таким же выводам пришли и банки, так как кобренды постепенно покидают продуктовые линейки. «Потенциальная аудитория у карт с кэшбэком больше, чем у кобрендов. К тому же банки в таком случае рассчитывают развивать лояльность именно к своему бренду, а не к бренду партнера, поэтому тренд на отказ от кобрендов весьма устойчив», — рассказали в Хоум Кредит Банке.В МКБ также отмечают, что на рынке банковских карт наблюдается тенденция расширять программы лояльности предложениями для отдельных категорий клиентов — спортсменов, автолюбителей, путешественников и других. «Итоговый размер бонусов иногда либо достигает, либо перекрывает условия отдельного кобренда, что выражается в количестве трансакций в пользу обычной банковской карты», — пояснили в пресс-службе банка.В банке «Открытие» считают, что преимущество карт с универсальной банковской программой лояльности заключается в том, что клиент не привязан к конкретному партнеру и может быстрее копить бонусы и более свободно их использовать.Тем не менее совсем списывать со счетов кобренды не стоит. Если часто летать одной авиакомпанией, можно довольно быстро получить в ее программе лояльности премиальный статус, что поможет копить и тратить мили более выгодно.Вероника МОЧАЛИНА для Banki.ru



19.10.2021 00:17 В чем польза от структурных нот простым инвесторам? Обучение Банки.ру

Обогнать облигации по ставкам, да еще защититься от скачков цен — так заманивают инвесторов в структурные ноты. Кому они выгодны на самом деле?По решению Банка России, сейчас ноты доступны «квалам», а неквалифицированный инвестор может купить только отдельный подвид структурных продуктов — облигации со структурным доходом (также могут быть в виде нот), и то только после тестирования. Предполагается, что покупатели должны хорошо понимать специфику таких продуктов.ФактВ России такие рыночные инструменты выпускают с 2000-х годов, но популярны у инвесторов они стали только в последние годы. Так, в конце января 2020 года, по данным «Эксперт РА», российские профучастники разместили на фондовом рынке 309 выпусков структурных продуктов, включая инструменты с защитой капитала, на общую сумму около 4,4 млрд долларов (в тот момент это было 280 млрд рублей).В июле 2021 года «Финам» выпустил три ноты для квалифицированных инвесторов: «Лидеры Китая», «Медиаконгломераты», «Полупроводники».Как работает нота?В отличие от других структурных продуктов структурную ноту можно продать в любой момент, без обращения к ее эмитенту, поясняет независимый инвестсоветник Евгений Жуйков. Структурный продукт «существует только в виде договора между эмитентом и инвестором, где указаны все сценарии поведения базового актива и их влияние на прибыль или риски инвестора. В то время как структурная нота является ценной бумагой с ISIN (единый международный код идентификации ценной бумаги. — Прим. ред.) и CFI (международный дополнительный код, позволяющий выяснить характеристики бумаги. — Прим. ред.)», указывает эксперт. Нота отчасти напоминает облигацию, она имеет конкретный срок жизни, номинальную стоимость и предусматривает возможность регулярных выплат (купонов). Базовые активы в составе ноты не равны привычным акциям или облигациям. «Покупая ноту, вы вовсе не приобретаете все те замечательные акции и облигации, о которых читаете в брошюре. Вам принадлежит лишь обязательство банка-эмитента вернуть деньги при наступлении определенных обстоятельств», — напоминает основатель консалтинговой компании «Богатство» Владимир Верещак. Если у ноты нет гарантированного купона (такие тоже бывают), то принцип выплат зависит от типа ноты. Для облигационных нот (иногда они называются «защитные ноты»), которые отслеживают долговые бумаги, выплата купонов связана с отсутствием кредитных событий по облигациям. То есть если эмитенты не допустили, например, дефолта, то выплаты стабильны. По таким продуктам доходность, как правило, низкая. В их основе — облигации крупных компаний, банков и т. д. В нотах на акции (их также иногда называют барьерными) заранее установлен барьер (или порог) для купона.ФактНапример, в ноте «Лидеры Китая» у «Финама» барьер обозначен в 70%. Это значит, что в каждую расчетную дату инвестор может получить купон, размер которого также заранее определен, если все активы из корзины ноты находятся в пределах 70% от своих начальных значений. Если хотя бы один актив упал больше чем на 30%, то купон не выплачивается.Проблема с привязкой выплаты купонов к динамике активов довольно очевидна. Предсказать, как будут изменяться котировки конкретной компании, практически невозможно, то есть рядовой инвестор не имеет возможности спрогнозировать свой доход. Скажем, в «Лидерах Китая» «Финама» есть Alibaba, стоимость акций которой снижается последний год, или Baidu (тикер BIDU), чьи котировки упали с 213 до 163 долларов за шесть месяцев, это чуть больше 30%. В моменте BIDU проваливалась и до 137 долларов. В нотах на акции, как правило, работает так называемая условная защита — механизм, который предполагает, что если все базисные активы в конце срока находятся в барьере (пороге) для выплаты номинала, то инвестору возвращается 100% вложений. В противном случае фиксируется убыток, который рассчитывается исходя из просадки худшего актива. То есть если из, допустим, трех акций в корзине ноты одна в конце стоит 70% начальных значений, вторая — 60%, а третья — 40%, то расчет суммы к возврату будет делаться по той, которая стоит 40% исходной цены. Барьер для выплаты номинала может быть таким же, как купонный, а может отличаться, в каждом случае это зависит от параметров конкретной ноты. Здесь тоже проблематично предсказать, вернутся ли вам вложения в конце срока действия ноты. Зачем структурные ноты инвесторам?«Структурные ноты иностранных эмитентов типа Nomura, JP Morgan, Citigroup и прочих появились в районе 2007—2010 годов и уже активно предлагались в рамках премиального обслуживания в банках, особенно с иностранным участием, но только для квалинвесторов, — вспоминает Наталья Смирнова, независимый инвестиционный советник. — Постепенно российские профучастники научились их делать сами, а не использовать только иностранные ноты». Пик их популярности пришелся на расцвет биржевых структурных облигаций в 2019 году.Причины популярности нот среди инвесторов.Регулярные выплаты. Основные покупатели нот, по словам Жуйкова, — это инвесторы, которые хотят получать фиксированный процент доходности, который выше ставок корпоративных облигаций. Они не готовы принимать на себя риск, что базовые активы ноты могут остаться/вернуться к своей стоимости даты покупки, но могут обойтись без доходности от потенциального роста этих активов. «Большинство нот настроены так, чтобы приносить доходность, в виде фиксированных купонных выплат, даже если базовые активы не растут или находятся в просадке, до определенного значения (барьера)», — конкретизирует эксперт. Компромисс между запросом на доходность и боязнью резких колебаний цен на биржевой актив. Ноты могут решать сразу несколько задач. «Человек хочет инвестировать в акции, но не приемлет волатильность. А доходность облигаций его не устраивает. Объяснять ему, что он не прав, — это долго, скучно, и можно потерять клиента. Проще предложить человеку нечто среднее», — поясняет логику производителей нот Владимир Верещак.Грамотное продвижение нот на рынке. Зачастую инвесторы не мыслят так: «куплю-ка я ноту». Им объясняют, что это почти как облигация или даже депозит, но только с более высокой доходностью. И часто они покупают, «не понимая риски стратегии, заложенной внутри такого продукта, а также кредитного риска эмитента этого продукта. Иными словами, инвесторы идут сюда из-за высокой доходности, мало разобравшись в рисках», заключает Наталья Смирнова.Без навыков профессиональной оценки можно даже не заметить высоких комиссий, и результат будет куда хуже ожиданий, по словам Евгения Шильникова, независимого инвестиционного советника.Продуктовый калькуляторРиски вложений в структурные нотыРиск потери капитала.Стоимость базисных активов постоянно меняется, и нет никаких гарантий, что она не уйдет в минус по сравнению с началом действия продукта. Для инвестора это означает, что он может потерять часть или весь капитал. Стоит обращать внимание и на возможность досрочного выхода из продукта, так как он может также привести к убыткам.В линейке нот «Финама» подборка активов выглядит продуманной — это известные и крупные компании. В ноте «Медиаконгломераты» собраны, например, Disney, ViacomCBS и Netflix. Но даже при этом прогноз их изменения представляется сложной задачей для инвестора.Риски эмитента.К рискам эмитента (то есть организации, выпустившей ноту) относятся кредитный риск и риск ликвидности. Как правило, ноты выпускают крупные и стабильные инвестбанки с высоким кредитным рейтингом от международных агентств. Но исключать возможность их дефолта никогда нельзя. Может и возникнуть загвоздка с продажей ноты — например, если она не прошла листинг на бирже и обращается только на внебиржевом рынке, то покупка и продажа могут занять время. Здесь тоже обратимся к примеру с «Финамом». Можно попробовать проверить по коду ISIN или поискать информацию про эмитента в Интернете. Но тут вы столкнетесь с тем, что зарубежный эмитент не раскрывает информацию в формате, привычном российским инвесторам. Например, ничего внятного по ISIN «Лидеров Китая» найти не удается.Дополнительную информацию по выпуску структурных нот в открытом доступе вы вряд ли найдете. В «Финаме» на запрос о дополнительной информации отправляют на страницу своего сайта, посвященную структурным нотам. Но без регистрации там скачать подробную презентацию вы не сможете.Кроме того, ноту выпускает не всегда та же организация, которая вам ее продает. Так, финамовские ноты выпускает Marex Financial, часть международной финансовой группы Marex. Пресс-служба «Финама» на запрос Банки.ру пояснила, что «Marex является эмитентом ноты» и готовит их по запросу «Финама»: «Финам» формирует наполнение ноты и ее параметры (барьеры, сроки, защиты и проч.), а Marex уже выпускает ее для нас». «Если что-то пойдет не так, инвестор будет должен пойти к Marex Financial — эмитенту ноты, зарегистрированному в Великобритании. Именно с этой компанией связаны кредитные риски инвестора», — подчеркивает Шильников. Риски неисполнения обязательств с Marex Financial низки. Компания, отвечающая за структурные продукты, входит в Marex Group, работает с 2005 года. Она среди лидеров на мировых товарных рынках, международное агентство S&P присвоило ей инвестиционный рейтинг «BBB», отмечает Наталья Смирнова. Активы Marex Financial составляют почти 2 млрд долларов. Еще один параметр — коэффициент достаточности, то есть доля средств компании, которую она вкладывает в развитие бизнеса наравне с заемными. Так вот этот коэффициент у эмитента структурных нот первого уровня — CET1 ratio 21,4% (нормой по «Базелю» считается коэффициент не ниже 4,5%). Риск переплатить.По структурным продуктам часто предусмотрены высокие как открытые, так и скрытые комиссии (расходы) для инвестора.При покупке вы оплатите стоимость ноты. Кроме того, если учитывать внутреннюю структуру продукта, придется платить несколько раз: разработчикам продукта, банку или эмитенту, агенту, который купил ее у эмитента, а потом перепродал инвестору. И это помимо самой комиссии, которую брокер возьмет за сделку при покупке ноты. В «Финаме» вы отдадите 0,118% объема сделки (комиссия за внебиржевую сделку), а, например, в СберБанке — 1,5% оборота по бумаге, принадлежащей клиенту, за торговый день. И не стоит забывать, что рыночные риски могут привести к полной потере капитала, говорят эксперты. Как замечает Смирнова, «если, допустим, продукт привязан к акциям компаний 1, 2, 3 и 4, при этом четвертая компания банкротится, то по структурному продукту вы можете получить вообще потери в размере 100%, даже если акции компаний 1, 2 и 3 взмыли в космос».Инвестиционный виджетРасценки российских брокеров на структурные ноты Структурные ноты зачастую весьма недешевое удовольствие. Стоимость одного лота нот в «Финаме» начинается от 25 тыс. долларов. На эти деньги можно купить 25 бумаг номиналом 1 000 долларов каждая. Кроме «Финама» на российском рынке структурные продукты предлагают ВТБ, СберБанк, ФГ БКС, «Открытие», CitiBank и другие. Минимальные вложения в структурные продукты ВТБ начинаются от 20 тыс. долларов или 2 млн рублей, Citi — от 50 тыс. долларов. Но более доступные простому инвестору варианты все-таки есть и в структурных: так, у «Открытия» прайс от 250 тыс. рублей. Отдельно стоит БКС, который предлагает ноты для квалинвесторов от 1 250 долларов или 100 тыс. рублей (согласно данным в приложении БКС). Жуйков поясняет, что «каждый эмитент рассчитывает минимальные цены нот по своим критериям». «Цена структурных нот устанавливается эмитентом ноты с тем расчетом, чтобы ее продажа была интересна для эмитента», — поддерживает Шильников. Дьявол кроется в деталяхУ нот бывают дополнительные механизмы или опции, которые могут быть по-разному скомбинированы в продуктах. Такие «фишки» преимущественно играют на пользу эмитенту или продавцу, а не инвестору. Разберем, например, step down. В случае с «Лидерами Китая» он предполагает, что с каждым новым отчетным периодом вероятность досрочного погашения продукта растет, так как порог для погашения (то есть определенный уровень цен, который должны преодолеть все бумаги) снижается. Изначальный порог (или барьер) — 100% начальных цен. То есть в дату наблюдения все активы из корзины должны быть выше своих первоначальных значений, чтобы нота погасилась досрочно. Каждый квартал этот уровень падает на 2%, то есть уже через год в момент наблюдения активам достаточно будет стоить выше 94% от начальных, чтобы произошло досрочное закрытие. Жуйков считает, что такая ситуация более выгодна эмитенту, поскольку «с ней эмитент может погасить ноту раньше срока» и «при этом капитал инвестора высвобождается, и эмитент или продавец ноты могут воспользоваться этим, предложив другой инвестпродукт или ту же самую ноту. Так они заработают свою комиссию быстрее». Владимир Верещак напоминает, что нота не застрахована АСВ или в похожих западных агентствах. «И если с банком что-то пойдет не так, возвращать вам деньги будет некому», — предупреждает он.Эксперты призывают не подменять стратегии прямых вложений в ценные бумаги инвестициями в структурные продукты. «Хотите доходность и надежность — купите качественные акции, но на 3—5 лет. Хотите сохранить деньги от инфляции — купите надежные облигации, но до погашения. Да, ставки низкие. Но так вы получите хотя бы диверсификацию по эмитентам. Ноты — альтернативные инвестиции и допустимы на часть портфеля. Но увлекаться ими я бы не стал», — резюмирует Верещак. Шильников также предостерегает от активных вложений в ноты: «За свою практику я не встречал выгодных для клиента структурных нот». Анна БОРИСОВА для Banki.ru


Открытые вопросы