21 июля аналитик «Финама» Леонид Делицын выступил с инвестидеей вложиться в сильно подешевевшие расписки Mail.ru, которые, по его ожиданиям, должны вырасти на 126% за ближайший год. Попробуем разобраться, есть ли причины для оптимизма.Предыдущую инвестидею про Mail.ru Банки.ру разбиралполгода назад. Аналитики Альфа-Банка посчитали, что за пару месяцев на бумагах крупнейшего российского интернет-холдинга можно будет заработать более 8% всего за 1—2 месяца. Вместо роста, однако, случилось стремительное и практически непрерывное падение котировок, причем почти на четверть по итогам шести месяцев.
С момента последнего инвестразбора бумаги Mail.ru подешевели почти на четверть. Источник: Google FinanceВ оценках перспектив Mail.ru, собранных Банки.ру для январского материала, был голос и Леонида Делицына, причем звучал он достаточно пессимистично. Аналитик сравнил холдинг с сотовыми операторами, которые практически достигли предела роста, указав на низкий рост доходов от интернет-рекламы, вялую монетизацию соцсетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также тяжелую роль издателя на перспективном рынке игр. Сравнение с «Яндексом», по мнению Делицына, было не в пользу Mail.ru: инвесторы не видели у социально-игрового холдинга таких же перспектив, как у поисковой платформы. «Яндекс» часто рассматривается в контексте будущего — например, финтех-проектов, брокерских услуг, банка нового поколения и т. п. Картина будущего, которая поддерживает мультипликаторы, есть», — говорил эксперт.В то же время в новом прогнозе для «Финама»Делицын считает, что Mail.ru лишь на полпути к мультипликаторам «Яндекса». Его прогноз даже выше консенсус-прогноза Reuters, чья выборка аналитиков указывает средневзвешенную целевую цену акций 37 долларов (соответствует цене расписки 2 756 рублей). Мы попросили аналитика разъяснить причины несколько неожиданного оптимизма.«Полгода падения котировок отражали процесс выхода из Mail.ru двух видов инвесторов, как российских, так и зарубежных. Первый вид инвесторов — это те, кто надеялся на быстрый рост акций технологической компании, но разочаровался или счел, что они выросли достаточно. И не видит у компании дальнейших перспектив (по крайней мере, до того момента, как та начнет платить дивиденды). Второй — это те, кто, в принципе, допускает рост акций Mail.ru, но не в ближайшее время. Они решили пока заработать на чем-нибудь другом, но в будущем могут снова их приобрести, даже и без дивидендов.Продажи акций краткосрочными игроками себя исчерпали, и в бумагах остаются инвесторы, которые одобряют стратегию компании и ее основных акционеров. Основные акционеры согласны ждать десять лет и надеются продать Mail по высоким мультипликаторам стратегу, которому нужны вся российская аудитория и полтора миллиарда долларов выручки.Текущие уровни цен открывают уникально благоприятную возможность для инвестирования с горизонтом 3—5 лет».Источниками позитива в отчете «Финама» называются партнерства холдинга в сферах электронной коммерции, сервисов такси и доставки, а также игровое направление My.Games, которое успешно работает на глобальном рынке и приносит валютную выручку.Мы решили опросить источники на рынке, чтобы получить оценку положения дел «изнутри».Инвестиционный виджетПАРТНЕРСТВАС., топ-менеджер одного из конкурентов: «Из трех главных направлений деятельности Mail.ru (игры, соцсети и e-commerce) два последних на самом деле находятся в незавидном состоянии. Все социальные проекты проседают под давлением конкурентов как с Запада, так и с Востока и не успевают за новыми тенденциями, а их отдельные платные функции (видеоконтент, подписки) проигрывают конкуренцию специализированным сервисам.Ситуация в такси и доставке аховая — завоевать действительно хорошую долю не получилось, а как только совместное предприятие отключает субсидии, которые держатся на деньгах «Сбера», доля рынка даже начинает падать. Сколько еще «Сбер» будет в состоянии это субсидировать и в принципе участвовать в СП — вопрос дискуссионный.Что же до электронной коммерции, то разговоры о доле аудитории, партнерстве с Ali и общем росте российского рынка на фоне успешного IPO Ozon нужно делить на два: AliExpress Russia уже позади Ozon и Wildberries, да и в целом обрабатывать низкомаржинальные покупки из Китая — так себе бизнес-модель. Можно сказать, что в битве за звание российского Amazon'а Mail.ru даже не участвует, потому что российские покупатели понемногу уходят от поиска самой низкой цены к сравнению удобства и сроков доставки, где предложение AliExpress слегка теряет в привлекательности.В целом внутри холдинга нет и никогда не было общей культуры, синергии, инженерной школы; это всегда сборище активов, которые не помогают друг другу. В IT крупные экосистемы всегда создаются вокруг одного якорного продукта, который лидирует на рынке. У Mail.ru такого продукта просто нет».
Согласно новому анализу Делицына, именно партнерства станут драйвером роста Mail.ru. Фото: ТАСС
ИГРЫЛ., сотрудник направления My.Games: «Собранные под крылом проекта My.Games три десятка студий имеют неплохих разработчиков и обмениваются знаниями. Такое количество студий, вкупе с ориентацией на мобильные игры, позволяет «не заметить» один неудачный проект, перекрыв его несколькими удачными. К тому же My.Games единственные в составе холдинга приносят относительно неплохо растущую валютную выручку. Проблема лишь в том, что на рынке хватает общедоступных инструментов, с помощью которых высококвалифицированный разработчик может в одиночку выпускать несколько простых по механике мобильных игр в месяц. Когда одна из них «выстреливает», можно за пару месяцев заработать больше, чем в корпорации за пару лет. Успехи таких компаний, как Unity и Roblox, — это не позитивный сигнал для модели My.Games, а, наоборот, причина возможных проблем в будущем».
Игры – единственный существенный источник валютной выручки для Mail.ru. Скриншоты: приложение MY.GAMES
П., экс-сотрудник игрового направления: «Mail.ru никогда не была на острие тенденций. Когда десять лет назад на российском рынке стали появляться издатели, успешно показывавшие впечатляющий рост на мобильных платформах, разработчики браузерных и десктопных игр внутри холдинга все еще сопротивлялись переходу, а общее эффективное управление игровым направлением отсутствовало. В целом MRG всегда проповедовала экстенсивный подход, предпочитая купить команду и попытаться интегрировать ее, а не взращивать инновации изнутри. Насколько я знаю, подход не изменился».ЧТО В ИТОГЕ?Если верить оценкам инсайдеров, причин для осторожной или даже пессимистичной оценки мультипликаторов при ближайшем рассмотрении достаточно. Возможные настроения сторонних инвесторов резюмировал руководитель отдела консультирования «Тинькофф Капитал Кирилл Комаров: «Традиционно отечественные предприниматели проявляют в ведении бизнеса здоровый консерватизм, сохраняя ориентацию на прибыльность и эффективность. Этому способствует ограниченность предложения капитала в России, в особенности высокорискового. В моем понимании, Mail.ru Group — уникальная для российского IT-рынка компания. Она демонстрирует диаметрально противоположный подход, характерный, скорее, для венчурного фонда. Рост бизнеса обеспечивается за счет M&A, при этом у широкого круга инвесторов зачастую не складывается понимание об эффективности и прибыльности компании за конкретный период. Большинство инвесторов широкого профиля просто не могут разобраться в том, как была переформатирована структура бизнеса, как изменилась прибыльность того или иного сегмента. Западный инвестор, ориентированный на более осторожные, эффективные и прозрачные российские компании, скорее всего, на текущий момент выберет для вложения средств конкурентов».Антон НЕХАЕНКО, Banki.ru |
Прошло время, когда банковские мобильные приложения были чуть ли не отдельным от интернет-банка сервисом. Альфа-Банк перестроил с нуля свой интернет-банк, а Банки.ру рассказывает и показывает, что в нем нового и где его можно протестировать.
С чего все началось
Мобильное приложение Альфа-Банка уже долго занимает высокие места в рейтингах и даже получило самую высокую в мире оценку среди банковских приложений в App Store — 4,9 из 5 баллов. Приложением регулярно пользуется 80% клиентов банка. Но этого недостаточно — браузерная версия интернет-банка тоже нужна клиентам, а требований с развитием цифрового банка к ней все больше.
Альфа-Банк провел несколько исследований и выяснил, что мобильное приложение не заменяет интернет-банк. Люди используют интернет-банк, чтобы заполнять длинные формы, внимательно изучать многостраничные документы и анализировать финансовую информацию.
«Почти 7 миллионов клиентов Альфа-Банка регулярно пользуются нашими цифровыми каналами. Среди них есть и те, кому удобно пользоваться банковскими сервисами не только в телефоне, но и на планшете, ноутбуке. Именно для таких клиентов мы радикально переработали интернет-банк «Альфа-Клик». Не отказываясь от идеологии mobile first, мы стараемся учесть самые разнообразные потребности пользователей», — объяснил директор по цифровому бизнесу Альфа-Банка Иван Пятков.
Существующие отдельно друг от друга интернет-банк и банковское мобильное приложение уходят в прошлое. У клиентов появляется все больше запросов на то, чтобы оба сервиса синхронизировались в режиме реального времени, были одинаково понятны и легко переключались между собой.
«Цифровой банкинг сегодня, по сути, стал мобильным: десктопный банкинг ушел в прошлое вместе с настольными компьютерами. На смену им пришли ноутбуки и планшеты, а это тоже мобильные девайсы. Значит, оппозиция «мобильное приложение и интернет-банк» перестала быть актуальной. Теперь это все — цифровой банкинг, а клиент выбирает в моменте, что ему удобно», — объяснил лидер команды Alfa Digital в Санкт-Петербурге Владимир Китляр.
Поэтому Альфа-Банк решил не просто тотально обновить, а полностью перестроить свой интернет-банк с нуля. За основу взяли микросервисную архитектуру мобильного приложения, а на экране собрали все продукты в одно место.Все в одном месте«Первое, с чего мы начали создание нового интернет-банка, — это главная страница, то, что запомнится больше всего и что привлечет максимум внимания клиента. Очень важно было поймать баланс между функциями и не перегрузить контентом, поэтому здесь мы продумывали каждую деталь, вплоть до запятых», — рассказала продуктовый лидер интернет-банка Нина Красавина.
Раньше клиентам приходилось искать счета и карты в выпадающих пунктах длинного горизонтального меню, это было очень неудобно. Теперь все продукты размещены в закрепленном меню слева. Оно отображается на каждой странице интернет-банка. В меню появились понятные и красивые иконки: сразу видно, где вклад, где карта, где кредит, сколько денег и на каком счете лежит. Рядом с некоторыми продуктами появилась дополнительная информация — дата следующего платежа по кредиту или закрытия вклада.
Клиент может адаптировать меню под себя: любой продукт можно скрыть полностью или убрать отображение баланса рядом с ним. Эта настройка синхронизируется с приложением Альфа-Банка: если скрыть баланс счета на смартфоне, его не будет видно и в интернет-банке.
Переводы, переводы и еще немного о переводах
В Альфа-Банке выяснили, что клиенты часто заходят в интернет-банк, чтобы перевести деньги между своими счетами или с карты на карту. Чтобы это можно было делать удобнее и быстрее, на главной странице появился виджет. С его помощью перевод можно сделать в два клика. Еще этот виджет поможет выгодно обменивать валюту — курсы обновляются каждые 30 секунд.
Большинство клиентов используют интернет-банк, чтобы перевести деньги по реквизитам. Со смартфона вводить длинные номера счетов не очень удобно, поэтому в Альфа-Банке полностью решили переделать раздел платежей и переводов. Главной в этом разделе стала умная форма перевода по реквизитам. При заполнении первых полей она определяет тип перевода: в бюджет, физическому или юридическому лицу, — и в зависимости от этого убирает или добавляет нужные поля. А при вводе ИНН автоматически подгружает остальные реквизиты.
Еще один важный пункт в этом разделе — переводы через Систему быстрых платежей (СБП). Клиенты смогут увидеть, какой лимит у них остался на переводы без комиссии. Такого еще нет ни у одного банка.
Теперь все понятно: счета и карты, вклады, кредиты
В старом интернет-банке счетом назывались и карты. Из-за этого клиенты не могли отличить их друг от друга и, когда нужно было, например, сменить ПИН-код, путались и не понимали, как это сделать. В обновленном интернет-банке счета и карты разделили, а дизайн страниц поменялся. Вверху страницы теперь отображаются самые необходимые функции: пополнить, оплатить, получить реквизиты. А сервисные функции — смена ПИН-кода, блокировка или перевыпуск карты — стали заметнее.
На странице вкладов появился удобный график начислений: сразу становится понятно, сколько процентов уже начислил банк, сколько денег еще придет и когда заканчивается срок вклада.
Похоже выглядит страница кредитов: вместо непонятной диаграммы — лаконичный «бублик» и даты ближайших платежей. Каждый пункт можно развернуть и посмотреть, сколько денег пойдет на погашение основного долга, а сколько — на проценты.И еще кое-что
Раньше важные уведомления и персональные предложения были разбросаны по всей главной странице: информация о входящих счетах — вверху слева, активация карты — где-то справа внизу, а предложение кредита — прямо по центру. С ходу найти информацию о новом штрафе ГИБДД было непросто.
Сначала в Альфа-Банке пытались решить эту проблему так: персональные предложения сделать в виде ленты баннеров, а остальные уведомления собрать где-то еще. Клиентам это не понравилось, сториз и рекламу смотреть никто не захотел. Но в банке пересмотрели свой подход — все важные уведомления собрали в ленте, а персональные предложения банка оказались в самом конце. Карточки с информацией о ближайших платежах, предупреждения о сроке закрытия вклада, штрафах ГИБДД и счетах на оплату появляются в удобном формате и в одном месте.
Сами страницы плавно «раздвигаются» по вертикали. Для этого была определена последовательность и скорость загрузки блоков страницы и контента. Это не просто дизайн, а важная деталь, которая отвечает за эффект первого впечатления от сервиса.
Совсем скоро в интернет-банке появится авторизация по QR-коду из мобильного приложения, чат с поддержкой, переводы на карты международных банков, а еще адаптивная верстка для смартфонов.
О самом важном
Все-таки последнее слово при использовании приложений мобильного и интернет-банка остается за клиентом. Именно он оценивает тщательнее всех. Поэтому Альфа-Банк просит рассказать, чего не хватает новому интернет-банку. Читайте инструкцию на
alfa.click, тестируйте и пишите на newclick@alfabank.ru, что нужно добавить и доработать. Остальное Альфа-Банк берет на себя.
|