Новостные рубрики
В мире: Новый истребитель стал символом перемен рынка боевой авиации (01.08.2022 11:50)
Южная Корея пополнила список стран, способных производить современные истребители. Начались летные испытания ее первой машины подобного класса – KF-21 Boramae. По сути, это всего лишь неплохая машина, которую нельзя сравнивать ни с Су-57, ни с F-35. И тем не менее перед нами знаменательное событие, которое будет иметь большие последствия в том числе для России. Сначала о самом самолете. KF-21 Boramae («Молодой ястреб», или «Сражающийся ястреб», можно перевести по-разному) – это двухдвигательный самолет с серьезными конструктивными мерами по снижению заметности в радиолокационном диапазоне. Он чем-то напоминает и китайский J-31, и американский F-35. К пятому поколению самолет не относится, эта машина на технологической базе четвертого поколения, но с малозаметным планером. Для компании-создателя – Korea Aerospace Industries (KAI) – это не первый самолет. Эта корейская компания – единственный в мире производитель самолетов, предлагающий своим покупателям сверхзвуковые учебно-тренировочные самолеты Т-50. Но сделать УТС это одно, а сделать истребитель – другое. KAI сделала. Хотя испытания машины только начинаются, и пока нельзя точно сказать, всё ли корейцы сделали правильно. Почти не хуже пятого поколения Истребитель имеет широчайший выбор ракетного оружия, в том числе самых эффективных типов: как, например, MBDA Meteor для воздушного боя. Должны на самолете «прописаться» и все перспективные корейские ракеты. В отличие от многих западных моделей, KF-21 может нести и противокорабельные ракеты, пока только «Гарпуны». Скорость у самолета мала, 1,81 звуковой, он чем-то напоминает в этом плане F-18, и не зря: двигатели у этих двух машин – это две модификации из одного и того же семейства. А вот что обещает точно быть высококлассным, так это бортовое радиоэлектронное оборудование – оно тут на уровне пятого поколения. Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой, оптические прицельные системы и оборудование для обмена информацией с другими тактическими единицами тут обещают с самого начала.
В общем, если у корейцев не обнаружится грубых ошибок в конструкции, то самолет будет уступать истребителям с лучшей тяговооруженностью и управляемым вектором тяги только в маневренном бою. Но до него противники с лучшей маневренностью, но худшими электроникой и оружием еще должны дожить. Изначально планируется начать производить самолет как истребитель для воздушного боя, превратив его позже в многоцелевую машину, способную и воевать в воздухе, и уничтожать цели на земле. Машина может оказаться по-настоящему массовой и не очень дорогой. Электронику Южная Корея будет производить сама, двигатели ни к дорогим, ни к дефицитным не относятся. И вот в этот момент и выясняется то, что значение этого самолета совсем не в том, насколько у него высокие характеристики. Международная кооперация Создание этой машины стартовало еще в 2001 году, а в 2010-м, когда появились ее первые наброски, проект стал международным. В него «включилась» Индонезия. На первый взгляд, это не особо важно, так как никакими значимыми технологиями в авиации Индонезия не обладает. Да, не обладает, но по итогам будет обладать. А главное, что свое налаженное производство пусть не самых «заряженных», но вполне хороших самолетов получит Южная Корея.
Британия и остальные страны Европы уже что-то могут только в консорциумах, отдельно ни одна из европейских стран самостоятельно истребитель создать не может. Британцы сейчас пытаются «оживить» себя с проектом «Темпест», но пока они демонстрируют следующее: отдельные компоненты истребителя британцы могут создать на уровне выше среднемирового, а самолет целиком – пока никак. Может создать свой истребитель Япония. Но изолированность этой страны от мирового оружейного рынка и неспособность обеспечить своему авиапрому стабильные заказы приводит к тому, что самолеты у японцев получаются очень дорогими. В итоге кроме разработанного на базе F-16 самолета Mitsubishi F-2 в строю своих боевых самолетов у них нет, да и когда появятся – непонятно. Пытается создать свой истребитель Индия с проектом Tejas – однодвигательным самолетом без каких-то выдающихся особенностей. Этот самолет увидел серию только для того, чтобы поддержать национальных разработчиков и производителей самолетов, будущее вне Индии для него возможно только чудом, да и в Индии он поставляется в ВВС вынужденно. Сборку JF-17 в Пакистане вообще за производство можно не считать, пакистанцы их просто собирают из китайских комплектующих. Вот собственно и все, до последнего времени. Теперь в клуб входит Южная Корея с ее гигантскими промышленными возможностями и самолетом, который, окажись он сконструирован без ошибок, в бою окажется точно лучше, чем F-16 в большинстве модификаций, F-18, Су-30 в любом виде, МиГ-29 и любые старые американские или советские самолеты, не говоря уже о разной экзотике. А Индонезия, которая до этого только собирала старые европейские транспортники и пыталась начать работы в области беспилотников, получит к этой технологии доступ – индонезийские инженеры уже давно работают над этим проектом в Южной Корее. И вот это и есть тот тренд, который в будущем может изменить все. На рынке оружия Большинству стран в мире сверхистребители типа Су-35 или F-22 просто не нужны. Нужно то, что принято называть «рабочей лошадкой», простой и без изысков самолет, который мог бы решать и задачи по борьбе с авиацией противника, и ударные задачи выполнять. Желательно подешевле. Южная Корея только что начала такой самолет испытывать. И KF-21, в отличие от индийского Tejas, обещает быть успешным и на рынке тоже. А это значит, что странам, предлагающим свои ультрадорогие машины, придется потесниться. На самом деле, процесс освоения бывшим «третьим миром» военных технологий начался давно. Прогнозы о том, что мировой рынок оружия будет «ссыхаться», звучат с 1990-х. С тех пор в сегменте беспилотников и ракет появилась та же Турция. Южная Корея экспортирует артиллерию и бронетехнику. В целом те страны, которые ранее только покупали оружие, сегодня могут произвести значительную его часть сами.
Южнокорейский истребитель – знак того, что «новые» производители способны зайти в самый высокотехнологичный сегмент военного производства. Подобно тому, как почти любая страна может сегодня произвести стрелковое оружие, KF-21 показывает, что скоро страны, до этого покупавшие иностранные самолеты, будут делать свои. Та же Индонезия обеспечивает себя транспортными самолетами, а теперь получит десятки инженеров, которые знают, как сделать истребитель. Открытый рынок комплектующих, таких как двигатели и радиолокационные станции, приведет к тому, что создавать «с нуля» новым производителям надо будет очень немного – всё, что ставится в планер, можно просто купить. А уже потом, сделав самолет из покупных комплектующих, можно будет переработать его под что-то другое, если старые комплектующие окажутся недоступны (например, из-за санкций). Главное – сделать первый раз, потом будет намного проще. Корейцы этот барьер только что преодолели – и многие другие уже на подходе. Какой вывод из этого стоит сделать в нашей стране? Вывод простой. Рынок боевой авиации будет сокращаться, авиационные технологии уже начали распространяться по миру, и это явление будет нарастать. Обеспечить себя самолетами собственного производства смогут в перспективе все больше и больше стран. Это произойдет не завтра, но произойдет неизбежно. Необходимо учитывать этот факт при анализе любых рыночных перспектив и готовиться делать такие предложения покупателю, которые «средней руки» производитель сделать просто не сможет. Теги: рынок оружия , истребители , армия и вооружение Постоянная ссылка на новость: |